Приёмная комиссия: +7 (3812) 26-54-99
Приёмная ректора: +7 (3812) 62-59-89

Рекомендации студентам для развития памяти

Девичья память, дырявая, проклятый склероз, в одно ухо влетело, в другое вылетело – так очень часто говорят люди о своей памяти, искренне считая, что если память плохая или ее практически нет, то не повезло с рождения, часто совсем не догадываясь, что такими выражениями только оправдывают свою лень, несобранность и проблемы в направленности
личности.
Трудно сказать, кто и когда первым попытался понять и определить, что представляет собой память. Самые первые упоминания о ней встречаются в мифологии. У древних греков богиня памяти Мнемозина

(Мнемосина) – богиня первого поколения, мать девяти муз распространяет свое влияние на все сферы деятельности человека.
Сегодня мы начинаем с вами разговор о памяти, ее видах, свойствах, процессах, индивидуальных особенностях, приемах развития, многие из которых известны еще со времен Древней Греции, рекомендациях ведущих российских и американских психологов, народных средствах и множестве интересных фактов, связанных с памятью, как человека, так и животных.

Итак, память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Память, успешное запоминание тесно связаны с пластичностью мозга, с вниманием, мышлением, с эмоциями и чувствами, с речью, с волей, воображением, с трудолюбием, активностью человека, с условиями, в которых происходит запоминание.
Память интенсивно развивается с детства до 20-22 лет при регулярных тренировках. После 45 лет возможно лишь развитие профессиональной памяти. Каждый человек не раз сталкивался с тем, что успешный бизнесмен или ведущий инженер, профессор могут постоянно искать носки, очки, зонты, книги и т.д., великолепно при этом выполняя свою работу,  Читая лекции без опорных конспектов, огромные чертежи и многое, многое другое.

Рекомендации по развитию памяти

1. Один из приемов эффективного запоминания - ассоциативный, т. е. когда одни представления вызывают в уме появление других. Ряд не связанных между собой слов можно представить в виде образов, включая каждое последующее в «картинку», где присутствует образ, символизирующий предыдущее слово, причем, чем более нелепой, смешной
окажется воображаемая картинка, тем больше шансов, что вы ее запомните. При соответствующей тренировке с первого раза из 40 предлагаемых слов человек запоминает 25-30.
Например, обезьяна, дерево, банан, булка, орех, смех – обезьяна сидела на дереве, ела булку с бананом и орехом и смеялась.
2. Человек должен осознать необходимость запоминания, особенное значение имеет установка на длительное запоминание: сел делать уроки – установка, по ходу выполнения – опять установка. Нельзя учить до экзамена, до контрольной работы, до понедельника, будете знать только до этого срока. Физиологическое подкрепление – нажать 2-3 раза на ноготь большого пальца любой руки.
3. Необходимо убрать все лишнее с рабочего стола, все цветные календарики, открытки, т. к. это способствует рассеиванию внимания и ухудшению памяти, а для стимуляции  интеллектуального развития на письменный стол под стекло положите узкую полоску бумаги желтого и фиолетового цвета (не менее 2-3 см шириной).
4. Помним об эффекте края – лучше всего запоминается первое и последнее из изучаемого материала, т. о. необходимо сначала учить те предметы, которые являются для Вас наиболее сложными.
5. Помним: существует прямая зависимость между тем, как Вы учите и как отвечаете в школе изученный материал – учите лежа, будьте добры, отвечать лежа у доски, тогда вспомните все, что читали и пересказывали.
6.Нецелесообразно заучивать друг за другом подряд сходные материалы. Иными словами, после физики следует учить литературу или географию, а не алгебру. Иначе возникают процессы проактивного и ретроактивного торможения, то есть: то, что только что запомнили, частично стирается из памяти, а то, что необходимо выучить, запоминается намного
тяжелее, так как при изучении предметов одного цикла задействованы одни и те же отделы мозга, а должна быть смена нагрузки. Она позволит «голове» отдохнуть, в это же время интенсивно происходит закрепление нового материала.
7. Нужно регулировать объем запоминаемого материала. Исследованиями установлено: по мере увеличения заучиваемой информации время, необходимое для запоминания, увеличивается не прямо пропорционально объему материала, а значительно больше. Лучше учить семь дней по одному часу, чем семь часов в один день! Не забывайте об этом при подготовке к зачетам, экзаменам, контрольным и проверочным работам.
8. Важно включать как можно больше анализаторов в работу. Исключительно важно делать записи как можно более наглядными, ведь память не любит слепых записей, а  человеческая психика однообразия:

  • использовать цифры, буквы, точки, черточки и т.д.
  • делать пропуски;
  • размещать записи на разных частях тетрадного листа;
  • основное подчеркивать, обводить, заключать в круги, квадраты и т.д.;
  • использовать не более 2-3 цветов, иначе происходит рассеивание внимания, работа многих видов памяти затрудняется;
  • выделять важное или непонятное на полях;
  • использовать слова «и еще», «важно», «помнить».

9. Составление расширенного плана ответа повышает продуктивность запоминания минимум в два раза, значит, когда человек учит, следует писать шпаргалки, но следует оставлять их дома.
10. Китайская народная мудрость гласит: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». Она подтверждена данными экспериментальной психологии:

  • человек усваивает от 10 до 14% информации, если ее слышит,
  • 30-50% - если слышит и видит;
  • 60-70% - если слышит, видит и проговаривает;
  • до 90% - если слышит, видит, проговаривает и что-то с ней делает.

11.Существуют сильные различия между внешней и внутренней речью. Внутренняя является слабым отпечатком, оттиском внешней. Конечно, следует учесть, что эти различия глубоко индивидуальны, но никто не будет отрицать, что стихотворения заучиваются намного быстрее и запоминаются на более длительный промежуток времени. В Интернете
приводятся данные опроса – учат стихотворения «про себя» только 4,8% людей. Исходя из этого, можно смело рекомендовать работать с запоминаемым материалом:

  • вслух или с помощью шепотной речи;
  • ознакомиться в целом, попытаться проникнуть в смысл;
  • осмыслить его (осмысленное запоминание продуктивнее механического заучивания в 22-25 раз)
  • разбить, расчленить на отдельные смысловые части, изучить каждую отдельно;
  • установить связи между частями, o вновь прочесть весь материал, причем задавать себе различные вопросы, связывать с уже знакомым материалом, составлять расширенный план ответа.

Золотое правило:

«Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понято»

12. Память тесно связана с эмоциями и чувствами. То, что вызывает яркую эмоциональную реакцию, запоминается лучше. Иногда сильные отрицательные эмоции приводят к наиболее эффективному запоминанию, но данная зависимость не имеет абсолютного характера. Существует некая индивидуальная для каждого граница, за которой сила переживания чувств, способна привести к блокировке умственной деятельности.

Следует помнить психологическую закономерность: «Где много эмоций, там мало места для разума».

А сейчас несколько народных средств «для памяти».

  • Если что-то не вспоминается, нужно снять кольцо с пальца правой руки и надеть на тот же палец другой руки. Все мигом вспомнится.
  • Еще для того, чтобы отыскать пропавшую вещь, советуют привязать носовой платок к левой ноге и продолжать поиски.
  • Если вещь куда-то «спряталась» и найти ее не получается, завяжите на носовом платке или поясе узелок.
  • Если вещь опять куда-то «спряталась» и найти ее не получается, нужно сопровождать поиски словами: «Черт, черт, поиграй да отдай».
  • Можно просто забыть о том, что вы не можете вспомнить. Потом само собой вспомнится.
  • А если вам, наоборот, хочется о чем-нибудь забыть, подумав об этом в последний раз, завяжите небольшой узелок на одежде – подоле платья, поле рубашки, рукаве футболки, на шнурках. Это средство гарантирует вам частичную амнезию.

Просмотров: 1240