Приёмная комиссия: +7 (3812) 26-54-99
Приёмная ректора: +7 (3812) 62-59-89

27/12 №4 (24) 2017

Скачать №4 (24) 2017

 

Содержание

4 (24) за 2017 г.

Автор

Название

Аннотация

Ключевые слова

Текст статьи

Страницы

 

И.А. Аксенов

 

ПРОБЛЕМЫ

ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья посвящена анализу проблем экспортного контроля, как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Целью работы является разработка механизмов минимизации теоретических и практических проблем экспортного контроля, в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Первый блок проблем связан с тем, что с момента создания системы экспортного контроля, не существовало и не существует по настоящий момент системы критериев, которая смогла бы отразить его эффективность, а существуют лишь разрозненные показатели, которые позволяют оценить лишь деятельность отдельных компонентов национальной системы экспортного контроля. В рамках отраженной проблемы предложены критерии оценки эффективности экспортного контроля. Второй блок проблем, в рамках рассматриваемой тематики, связан с тем, что элементы экспортного контроля достаточно точно регламентированы в национальном законодательстве, но при этом анализ судебной практики показывает, что механизм исполнения требований законодательства недостаточно эффективен. В основе механизма устранения данной проблемы предложен блок административных инструментов по учету и администрированию товаров, попадающих под экспортный контроль. Так же в рамках второго блока проблем автор предлагает изменить механизм экспортного контроля, строящийся на принципе «открытой двери» для товаров, принадлежащих к не лицензируемым продуктам двойного назначения. Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность экспортного контроля, как инструмента обеспечения экономической безопасности страны. В заключительной части статьи происходит констатация того, что эффективное выявление негативных тенденций в сфере экспортного контроля возможно лишь на основе грамотной оценки деятельности соответствующего национального механизма.

 

экспортный контроль, экономическая безопасность, оценка эффективности, экспорт высокотехнологичной продукции, государственное регулирование

Скачать

9-14

М.А. Бабичев

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

НА НАЧАЛЬНОМ

ЭТАПЕ КАРЬЕРЫ

 

Настоящее исследование направлено на изучение вопросов, связанных с управлением персоналом вузов, отдельных аспектов развития педагогов, оценкой результатов деятельности педагогов на начальном этапе карьеры. Важнейшая роль в управлении качеством труда принадлежит кадрам высокопрофессиональных преподавателей. Появление новых педагогических кадров требует развития инновационных подходов к развитию качества труда и организации процесса адаптации сотрудника, поэтому исследование в области развития компетенций преподавателя вуза на начальном этапе карьеры является актуальным. В качестве цели исследования автор определяет поиск оптимальных оценочных элементов, оптимально подходящих для количественного и качественного измерения качества труда начинающего преподавателя вуза. В статье проведен анализ различных подходов к оценке степени развития компетенций педагога. Были предложены оценочные средства для аттестации преподавателей вузов на начальном этапе карьеры. Сформированное автором в ходе исследования предложение было получено в результате адаптации существующих средств аттестации преподавателей для проведения квалификационных работ с преподавателями вузов на начальном этапе карьеры. Итогом исследования статьи является схема взаимодействий, которая показывает, что используемые методы оценки преподавателей могут проиллюстрировать степень достижения отдельных компетенций, необходимых преподавателю на начальном этапе карьеры. Итоговый блок как основных, так и дополнительных компетенций индивидуален для каждого вуза и зависит от специфики деятельности учебного заведения. Для оптимальной организации процесса развития преподавателя на начальном этапе карьеры необходимо формирование блока оценочных инструментов, который формируется по итогам определения основных и дополнительных компетенций. Основной рекомендацией статьи является создание отдельной системы утвержденных методов по повышению уровня и развитию компетенций преподавателей на начальном этапе карьеры внутри каждого вуза в зависимости от специфики и профиля заведения.

начальный этап карьеры, компетенции преподавателя вуза, профессиональное становление, структура компетенций, профессиональная адаптация.

Скачать

15-21

С. В. Базилевич, М. В. Малыгина

 

Повышение конкурентоспособности продукции

в АО ОмПО «Иртыш» завода «Экран»

 

Статья посвящена вопросам конкурентоспособности продукции в АО ОмПО «Иртыш» завода «Экран». Выявлено, что в условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволяет получить информацию о том, что привлекает потребителя в продукции данного предприятия и какими преимуществами обладают его конкуренты. Проведен анализ конкурентоспособности цеха по выпечке хлебобулочной продукции АО ОмПО «Иртыш» Исилькульского завода «Экран», в рамках которого были проанализированы: финансовое состояние, расположение конкурентных сил на рынке, проведен сравнительный анализ конкурентов, SWOT–анализ предприятия, опрос населения, расчет экономических показателей конкурентоспособности. Цех по выпечке хлебобулочных изделий Исилькульского завода «Экран» является конкурентоспособной организацией, активно функционирующей на рынке, у которого показатели рентабельности с каждым годом повышаются. По результатам исследования цеха по выпечке хлебобулочной продукции завода «Экран», а также для реализации цели предприятия, а именно: получение прибыли и реализации на основе полученной прибыли социально-экономических интересов коллектива, а также в рамках задач предприятия предусмотрено: увеличение рыночной доли продукции; снижение затрат предприятия; повышение качества выпускаемой продукции. В исследовании были выявлены проблемы, для которых разработан проект по повышению конкурентоспособности продукции цеха по выпечке хлебобулочных изделий, который включает следующие мероприятия: развитие рекламной политики; замену электрической печи на газовую печь; разработку технология нового вида хлеба – овсяного в соответствии с требованиями ГОСТ, а также расчитан срок окупаемости инвестиций, затраченых на разработаный проект по повышению конкурентоспособности.

 

методы оценки конкурентоспособности, анализ рынка, ассортимент продукции, персональные продажи, проект конкуренто-способности продукции

Скачать

22-29

О.П. Ковалева, В.А. Ковалев

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

КЛАСТЕРА

 

В статье анализируется возможность формирования регионального педагогического кластера на базе педагогического университета. Целью работы является выявление основополагающих предпосылок создания и направлений взаимодействия в рамках образовательного кластера. При проведении исследования использованы аналитические и статистические методы, определены принципы объединения в педагогический кластер. Отмечена необходимость выстраивания сквозных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Определены перспективные направления кластерного взаимодействия. Проанализированы возможности педагогического университета как объединяющего ядра образовательного кластера. Рассмотрена инновационная структура вуза и направления внедрения образовательных инноваций. Проведен анализ кадрового потенциала университета, определены фазы и стадии воспроизводства педагогических кадров. Дана характеристика инфраструктуры регионального педагогического рынка труда, взаимодействие элементов которой позволят обеспечить сбалансированность спроса и предложения, повысить конкурентоспособность кадров. Авторы статьи пришли к основному выводы: оптимальной формой интеграции и эффективного взаимодействия в контексте инновационного развития региона должен стать педагогический кластер, а базой для его формирования - педагогический университет, обладающий необходимым кадровым и инновационным потенциалом. Основными областями применения результатов исследования являются: обеспечение непрерывного воспроизводства высокопрофессиональных педагогических кадров; эффективное использование научно-педагогического кадрового потенциала, материально-технической базы, финансовых вложений; интеграция подготовки и повышения квалификации с наукой и практикой; создание новых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; прогнозирование и анализ развития рынка педагогического труда; применение распределительной системы подготовки специалистов образования с учетом потребностей рынка труда в регионе.

региональный педагогический кластер, образовательное пространство, инновационная деятельность, кадровый потенциал, воспроизводство кадров

Скачать

30-34

Г.И. Кольке

 

ОЦЕНКА

ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕАЛИЗУЕМОЙ

СТРАТЕГИИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В статье рассмотрены проблемы, влияющие на достижение стратегических целей предприятия. Цель работы – разработка методики оценки эффективности реализуемой стратегии предприятия. По мнению автора, особое место в процессе достижения и укрепления конкурентных преимуществ предприятия принадлежит интеллектуально-производственным ресурсам предприятия. В формировании ИПР принимают участие все виды ресурсов предприятия. Отмечена особенность ИПР, которая заключается в способности комбинировать, интегрировать и генерировать ресурсы, создавая уникальные – не поддающиеся дублированию конкурентами ресурсы. В работе достаточно подробно определено и рассмотрено проблемное поле формирования, оценки и эффективного использования ИПР. При разработке проблемного поля учитывалось влияние внешних и внутренних факторов. Подчеркнута необходимость внешней и внутренней гибкости при осуществлении управления предприятием. Определены внутренние проблемы, их взаимосвязи. Результатом исследования проблемного поля является заключение о необходимости разработки методологии и инструментария управления ИПР, обеспечивающих достижение стратегических целей промышленного предприятия.Для проведения оценки стратегии предприятия предлагается использовать показатели деятельности предприятия, соотношение темпов роста которых, расположены в определенной последовательности. В данный ряд внесен показатель, который дает возможность дать оценку ИПР, а именно оценку квалификации управляющих высшего звена. Применяя ранжирование темпов роста данных показателей деятельности предприятия, и сопоставляя места показателя в нормативном рядус рангом показателя в фактическом ряду, произведен расчет коэффициента корреляции Спирмена. Анализ изменения коэффициента корреляции Спирменадал возможность судить о соотношениях показателя и, как следствие, дать оценку реализуемой стратегии предприятия.

 

интеллектуально-производственные ресурсы, оценка эффективности, стратегическое планирование, машиностроение, ресурсы предприятия

 

Скачать

35-41

О.А. Козлова, Д.А. Немцева

 

Маркетинговый подход

к ПРОГНОЗИРОВАНИю

СПРОСА

НА АВТОМОБИЛЬНОМ

РЫНКЕ

В регионе

В статье представлен целостный подход к исследованию прогнозирования спроса на отдельных отраслевых рынках в условиях постоянно изменяющейся рыночной среды. Целью исследования являлось выявление потенциального спроса на автомобильном рынке с учетом специфики отдельно взятого региона. Основными методами исследования послужили анализ вторичной информации по выявлению ключевых тенденций развития автомобильного рынка, проведение первичных исследований на основе онлайн-опроса потребителей. Основной ценностью данного алгоритма является интеграция нескольких подходов, что позволяет обеспечить более точную систему прогнозирования. Комплексность подходов обеспечивается тремя элементами: анализом конкурентной среды, анализом потребителей и анализом факторов внешней среды. Необходимость данного подхода была обозначена тем, что в последнее время внешняя среда характеризуется неустойчивостью и постоянным изменением. Поэтому проведение алгоритма прогнозирования продаж позволяет выявить и систематизировать влияющие на прогнозируемый объект факторы, способствующие определению стратегических подходов существования фирмы на предшествующий период. По результатам исследования были выявлены потребительские намерения и предпочтения при дальнейшем приобретении автомобилей, представлен модельный и марочный ряд. В статье сравниваются основные показатели роста и снижения вторичного и первичного рынков по сравнению с предыдущим годом, а также рассчитывается емкость рынка на период 2017-2019 гг. Посредством использования представленных показателей и проведенного опроса потребителей был составлен анализ рынка автомобилей в г. Нижневартовске разработан прогноз спроса на автомобили в натуральном выражении на ближайшие три года. Данная информация позволит принимать качественные маркетинговые решения по деятельности на данном рынке.

 

прогнозирование спроса, автомобильный рынок, емкость рынка, первичный рынок, вторичный рынок, маркетинговые исследования

Скачать

42-48

В.А. Морозова

ВЛИЯНИЕ «ТРАМПИЗМА»

НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КНР И США

 

Статья посвящена выявлению новых проблем и тенденций в отношениях между КНР и США, появившихся с вступлением в должность президента США Дональда Трампа. Отношения США и Китая – крайне сложная и многогранная модель международного сотрудничества: их нельзя назвать враждебными, однако и союзниками эти два государства не являются. Актуальность данной работы состоит в том, что в условиях глобализации экономические отношения между КНР и США являются одним из механизмов, определяющих международную экономическую ситуацию в целом. В XXI веке родилось множество новых тенденций и мировых вызовов крупнейшему симбиозному партнерству, и они требуют тщательного анализа. Проследив изменения, происходящие в этом механизме, можно предположить, что произойдет в глобальной экономике в ближайшее время.

Целью данной работы является анализ такого новейшего феномена, как «трампизм», возникшего вместе с избранием на пост президента США Дональда Трампа и определение степени его влияния на американо-китайские торгово-экономические отношения. При подготовке материала использовались методы анализа, сравнения, статистические методы.

Результатом исследования является выдвижение возможных вариантов развития экономических отношений внутри симбиозного партнерства и их влияние на мировую экономику в целом. Был сделан вывод, что экономические отношения двух международных лидеров в 2017 году находятся на развилке между преодолением взаимных претензий и резким ухудшением. Новые, конфронтационные отношения КНР и США становятся очевидной тенденцией, которая сильно повлияет на международную геополитическую картину.

 

Китай, США, торгово-экономические отношения, Чимерика, трампизм, торговая война, экономический симбиоз

Скачать

49-53

Т.В. Богданчикова, Т.В. Морозова

 

РОЛЬ УСЛОВИЙ

ТРУДА

В ФОРМИРОВАНИИ

УРОВНЯ

ТРУДОВОЙ

АКТИВНОСТИ РАБОТНИКОВ

 

Статья посвящена проблемам повышения уровня трудовой активности работников и особой роли в этом процессе условий труда на предприятиях, где осуществляется их трудовая деятельность. Обеспечение высокого уровня трудовой активности напрямую связано с возможностью обогащения трудового потенциала работников и повышением производительности их труда, что является основой для роста эффективности деятельности предприятий. Данный срез проблемы позволяет взглянуть на повышение производительности труда через активацию собственных резервов личности работника, подкрепленную создаваемыми работодателями благоприятными условиями труда, что является весьма перспективным, но еще недостаточно изученным направлением, что и определяет актуальность данного исследования. Источниками информации являются сборники статистических данных, результаты научных изысканий российских ученых по обозначенным вопросам и результаты практических исследований, проводившихся авторами на предприятиях г. Омска, принадлежащих к различным сферам деятельности и организационно-правовым формам.

Целью данной работы является определение роли условий труда в формировании уровня трудовой активности работников. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи: дана характеристика трудовой активности по уровням ее проявления; выделены компоненты, связывающие трудовую активность с развитием трудового потенциала и производительностью труда; изучено влияние условий труда на предприятии на уровень трудовой активности работников; проведён анализ состояния трудовых ресурсов в РФ и Омской области для определения трудовой активности населения и ее возможного снижения под воздействием неблагоприятных условий труда.

При подготовке материала использовались методы анализа, сравнения, формализации, статистические методы. Авторами предложена уточненная градация уровней проявления трудовой активности, дана классификация факторов трудовой активности работников.

Результатом исследования является обоснование изменения трудовой активности работников под воздействием неблагоприятных условий труда. В выводах отражены приоритетные направления, реализация которых позволит смягчить или полностью разрешить обозначенные проблемы.

 

трудовая активность, трудовой потенциал, условия труда, факторы и уровень трудовой активности, производительность труда

Скачать

54-60

Т.В. Конорева, О.В. Богомягкова

ПРАКТИЧЕСКИЕ

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ

ПОЛИТИКИ

СОВРЕМЕННОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ

ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Статья посвящена исследованию практических вопросов формирования финансовой политики современной организации на основе оценки ее эффективности. Эффективность функционирования организаций зависит от правильного выбора и обоснования финансовой политики, которая является важнейшим компонентом общей политики предприятия. Финансовая политика определяет поведение организации в рыночной среде, формирует его рыночную позицию в зависимости от наличия необходимых финансовых ресурсов, методов и направлений их использования. Целью исследования является определение особенностей формирования успешной финансовой политики современной организации на основе проведенного анализа ее эффективности. В процессе исследования использовались общенаучные методы, а также методы экономического исследования, такие как наблюдение и сбор фактов, анализ и синтез, функциональный анализ, анализ финансовых коэффициентов, статический и динамический анализ, экономическое моделирование, морфологический анализ. Эмпирической базой исследования являются данные организации. В статье исследовано и уточнено понятие финансовой политики организации. Освещены основные методики оценки эффективности финансовой политики. На основе одной из методик, а также разработок авторов проведена оценка эффективности финансовой политики исследованной организации, выявлены благоприятные и неблагоприятные тенденции, влияющие на формирование финансовой политики. По итогам проведенного анализа сформулированы стратегические и тактические направления, подлежащие включению в финансовую политику организации. Выявлены факторы формирования эффективной финансовой политики. Полученные авторами результаты могут быть использованы при разработке локальных нормативных документов в области не только финансовой, но и общей политики организации, в практической работе руководителей.

 

финансовая политика организации, анализ эффективности финансовой политики, факторы формирования эффективной финансовой политики

Скачать

61-66

И.А. Краденых, А.В. Барчуков

 

ФОРМИРОВАНИЕ

ПОТЕНЦИАЛА РОСТА

СТОИМОСТИ

В РАМКАХ

ГОРИЗОНТАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обоснованием эффективных стратегических решений, необходимых современным горным компаниями для достижения устойчивого функционирования на рынке минерального сырья. Предметом исследования является горизонтальная интеграция, позволяющая средним и малым золотодобывающим предприятиям создать в результате объединения более крупную компанию, что даст им возможность не только выжить в современных условиях, но и обрести большую финансовую стабильность, обеспечить рост и развитие своей деятельности.

Цель статьи заключается в формировании плана действий, представленного в виде системы разновременных целей, направленных на рост стоимости горизонтально-интегрированного золотодобывающего предприятия. В работеиспользованы принципы системного подхода, позволившие с помощью метода «дерева целей» сформировать последовательный рост стоимости в виде модели, с учетом согласованности ее задач по горизонтали и вертикали. При этом выявлены внутренние связи системы с учетом необходимых ресурсов, совокупность которых позволяет добиться генеральной цели. Проведенное исследование позволяет более детально представить проблемы развития горных компаний и их реакцию на окружающую среду, поскольку быстрота реакции на факторы окружающей среды, в соответствии с которыми происходит перестройка качественных характеристик, является важнейшим требованием к современным предприятиям. Сформированная система целей, позволила обозначить ближайшие, отдаленные и перспективные направления, по которым следует двигаться золотодобывающему предприятию, что бы достичь роста стоимости.

Представленное исследование позволяет рассмотреть расширение возможностей системного подхода при анализе управленческой деятельности и построении имитационной модели, отражающей основные характеристики этапов роста стоимости горизонтально-интегрированного золотодобывающего предприятия, включая производственную, финансовую, инвестиционную сферы деятельности.

 

золотодобывающие предприятия, горизонтальная интеграция, сделки M&A, дерево целей, адаптация, рост, развитие.

Скачать

67-73

М.Ю. Маковецкий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ

ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Рассматривая устройство ведущих экономических систем мира, можно заметить одну особенность – значительный удельный вес малого и среднего бизнеса в структуре национальной экономики. Современная российская практика отлична от мирового опыта, но при этом развитие качественного малого бизнеса и повышение уровня его интеграции в экономическую систему страны позволит повысить эффективность функционирования экономики в целом.

В представленной статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты функционирования малого бизнеса в Российской Федерации. Особая значимость этого определяется тем, что малый бизнес выполняет широкий набор социальных и экономических функций. Прежде всего это обеспечение занятости, образование и поддержка конкурентной рыночной среды, нивелирование социального неравенства и другие. В силу этих обстоятельств развитие малого бизнеса должно поддерживаться со стороны государства.

В Российской Федерации на сегодня в целом сформированы необходимые правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Соответствующие программы реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне управления. В Омской области для этих целей предоставляется финансовая поддержка в форме субсидий и грантов, создана соответствующая инфраструктура поддержки предпринимательства. В представленной статье проведен анализ субсидирования и предоставления грантов по видам и отраслевой принадлежности субъектов малого предпринимательства.

Вместе с тем в статье выявляется ряд факторов, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства, в том числе относящихся к внешней среде и внутреннему состоянию субъектов малого бизнеса. Для их решения предлагается ряд направлений по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

 

региональная экономика, предпринимательство, малый бизнес, государственное регулирование, инвестиционная поддержка, субсидирование, предоставление грантов

Скачать

74-80

В.А. Мельничук, А.М. Самарин

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

 

В статье рассмотрены основные положения законодательного регулирования организации государственных закупок в таких странах, как США, Германия, Казахстан и другие. Цель исследования заключается в рассмотрении опыта организации систем государственных закупок различных стран. Основным методом исследования выступает анализ исторического становления законодательной системы в области государственных закупок зарубежных стран. Также приведены примеры исторической системы организации публичных торгов в зарубежных странах. Освещены основные поправки в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Отражены основные положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассмотрена система электронных торгов и работа сайта о государственных закупках и коммерческих тендеров в других странах, в частности Германии, США и Казахстане. Освещены методы организации государственных закупок в различных странах. Объектом исследования являются системы организации государственных закупок и коммерческих тендеров в странах. Авторами проведен теоретический анализ эффективности систем организации государственных закупок и коммерческих тендеров в различных странах. Определено, в каких случаях заключается контракт, предусматривающий закупку товара, работы или услуги, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара, а также созданного в результате выполнения работы объекта. Проанализированы и рассмотрены основные возможные проблемы и недостатки систем организации государственных закупок и коммерческих тендеров в различных странах. Изучены способы размещения государственного заказа по закрытому конкурсу и внеконкурсному отбору в других странах.

 

закупки, система, контракт, организация, государство, государственные и муниципальные нужды, законодательство, товары

Скачать

81-86

М.Г. Родионов

 

ТИПОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

СИСТЕМ

как элемент

теории структур

 

Управление хозяйствующими субъектами в рыночных условиях с максимальной степенью неопределенности и стохастичности экономических, социальных и политических процессов накладывает на ученых-экономистов обязательства поиска и разработки новых, адаптивных и динамических инструментов организации экономических систем. Целью данного исследования является сравнительный анализ типологии организации систем для разработки методологических основ и основных положений новой теории структур. В качестве задач исследования можно определить: идентификацию элементов систем и их взаимодействия, установление способов организации различных видов систем, сравнение типологии организации систем через их абстракционные свойства.

В качестве методической базы были использованы методы индуктивного анализа, сравнения элементной базы системных объектов, сопоставление свойств систем с условиями функционирования. К основным результатам работы можно отнести классификацию способов организации систем с выделением нового способа – эмерджентная генерация – появление новых систем в результате усложняющихся взаимных связей между элементами данной системы и элементами внешних относительно данной систем. Кроме того, выводы о гомо- и гетерореактивности элементов систем представляют особый интерес при формулировании методологических подходов к построению новой теории структур

структура, система, типология систем, элемент, теория, хозяйствующий субъект, преобразование.

 

 

Скачать

87-91

Т.Ю. Слуцких

 

КОММУНИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

Целью работы является разработка коммуникационной модели для проектирования программ взаимодействия с потребителями в рамках маркетинга отношений. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: анализ существующих моделей коммуникации, выделение особенностей современных коммуникаций, оценка возможностей модификации модели при использовании различных стратегий развития отношений. Методологическую основу работы составили труды российских и зарубежных ученых в области коммуникаций. В работе использовались следующие общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, группировка и сравнение.

Результатом работы является модель коммуникации, в которой выделено три вида взаимодействия: действие, передача рациональной информации, передача эмпирического опыта (эмоций). Наибольшую силу имеют эмоции и дела. Примером эмоционального воздействия может быть событийный маркетинг, создание комфортных условий для клиентов, стимулирующие акции, розыгрыши. В модели уточнён круг субъектов взаимодействия: в первую очередь это потребители и их референтные группы – лидеры мнений, широкая публика, СМИ; а также официальные представители и неуполномоченные сотрудники компании. Кроме того, на процесс убеждения влияет эмпирическая информация от референтных групп и партнеров, поэтому в модель добавлена обратная связь в виде действия и эмоций. Сделан вывод, что именно эмпирическое воздействие активизирует все коммуникации в предложенной схеме. Описаны особенности коммуникационной модели в зависимости от эмпирической стратегии развития отношений.

Полученные результаты могут быть применены при разработке программ взаимодействия с потребителями. Автор статьи пришел к выводу, что предложенная модель коммуникации описывает взаимодействие с клиентами, характерное для значительной части взаимоотношений между клиентами и компаниями, происходящий в рамках стратегии информирования потребителей. При практическом применении других эмпирических стратегий, следует усилить некоторые из направлений коммуникации согласно предложенным рекомендациям.

 

маркетинг отношений, взаимодействие, коммуникации, управление коммуникациями, коммуникационная модель, эмпирический маркетинг, потребитель, эмоции

Скачать

92-98

Г.Е. Чернобаева, А.Г. Бреусова

Формирование Основных параметров Оценки конкуренции на рынке социальных услуг Омской области

В статье рассматриваются практические аспекты оценки конкуренции на рынке социальных услуг Омской области. Государственная политика сегодня направлена на либерализацию рынка социальных услуг. При этом одной из многих актуальных задач является оценка конкуренции на рынке социальных услуг, позволяющая региональным органам власти разработать мероприятия, направленные на привлечение на рынок достаточного количества субъектов, оказывающих социальные услуги. Это приведет к увеличению конкуренции как по качеству оказываемых услуг, так и по цене. Позволит включить в конкурентный механизм не только бизнес, но и традиционных игроков рынка социальных услуг – государственные и муниципальные учреждения. В связи с чем в исследовании поставлена цель определить базовый набор показателей оценки конкуренции на рынке социальных услуг Омской области. Результаты позволят органам власти и бизнесу оценить привлекательность сфер социальной деятельности и учесть региональные особенности рынка в процессе разработки методов стимулирования конкуренции. На первом этапе путем структурирования подходов к содержанию категории конкуренция выбран поведенческий подход как базовый и позволяющий наиболее точно описать поведение субъектов на рынке социальных услуг регион в борьбе за трудовые и финансовые ресурсы. На втором этапе определены основные параметры оценки конкуренции, которые и были апробированы в проведенном исследовании. Полученные результаты позволили выделить основные параметры, определяющие доступность ресурсов на рынке социальных услуг Омской области и требующие определения органами региональной власти мероприятий по их регулированию.

 

конкуренция, рынок социальных услуг, показатели оценки конкуренции рынка социальных услуг.

 

Скачать

99-105

В.В. Бабурин, А.Н. Хоменко

Система российского уголовного

права:

содержательный

аспект

 

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием и признаками системы современного российского уголовного права. Системность уголовного права как отрасли российского права остается малоизученной [2]. Во многом это связано со сложившимся традиционным подходом к характеристике системы уголовного права. Сущность такого подхода заключается в том, чтобы деление уголовного права на Общую и Особенную части, со своими группами правовых институтов, образованных уголовно-правовыми нормами, признавать классическим и не требующим каких-либо существенных изменений. Именно это обстоятельство традиционного подхода снижает актуальность исследования проблем самой системы российского уголовного права. Вместе с тем существующая структура действующего уголовного законодательства не дает четкого представления об институтах уголовного права. Целью работы является определение понятия системы уголовного права, с учетом совокупности упорядоченных правовых норм и их объединений для регулирования всех общественных отношений, возникающих в связи с посягательством на объекты уголовно-правовой охраны.

Авторы статьи пришли к выводам, что одним из главных направлений систематизации уголовного права должна стать одновременная разработка соотносимых друг с другом структурных элементов, образующих содержание уголовного права в его четырех значениях: как самостоятельной отрасли права, как части российского законодательства, как науки и как учебной дисциплины. При этом наиболее верным решением по соотнесению их содержания друг с другом должна быть разработка полной системы уголовно-правовых институтов, объединенных в самостоятельные блоки, и создание на такой основе развитой системы уголовного законодательства.

 

система, уголовное право, теория права, институт, часть, элементы, структура, отрасль права.

Скачать

106-111

И. Д. Кузьмина,

Е.А. Махиня

Ответственность незаконного

владельца

за ухудшение имущества собственника

 

В статье авторами исследуются недостатки ст. 303 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, анализируются выработанные доктриной и практикой подходы к разрешению ситуации, возникающей при повреждении или уничтожении имущества собственника незаконным владельцем. Пристальное внимание уделяется «деликтному» и «кондикционному» подходам, применение которых подвергается аргументированной критике. Также авторами исследуется решение обозначенного вопроса в проекте Гражданского Уложения Российской Империи и в зарубежных правопорядках, в частности по законодательству Германии, Австрии, Испании и Эстонии.

Целью статьи является определение догматически верного и справедливого подхода к решению спора, возникающего в связи с ухудшением незаконным владельцем имущества собственника.

Методологическую основу работысоставили общенаучные и частнонаучные методы исследования. Ведущую роль для целей настоящего исследования играют догматический (формально-логический) метод, исторический и сравнительно-правовой. Кроме того, использованы такие методы познания, как: описание, анализ, системный подход.

На основе исследования точек зрения различных ученых на рассматриваемую проблему и опыта зарубежных правопорядков выдвигаются предложения по совершенствованию отечественного законодательства. В заключении статьи авторами делается вывод, что добросовестный владелец не должен нести ответственность за гибель или повреждение имущества собственника. Полученные авторами результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности правоприменительных органов, а также в учебном процессе высших учебных заведений. Кроме того, предлагаемые авторами поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации могут быть учтены законодателем при реализации реформы гражданского законодательства о вещных правах.

 

вещное право,добросовестный владелец, ответственность, вина, виндикация, вред, неосновательное обогащение, деликт, приобретатель

Скачать

112-117

Болор-Эрдэнэ Ганмягмар

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МОНГОЛИИ И РОССИИ

 

В статье анализируются система, структура и содержание правовых актов в сфере профилактики преступности России и Монголии, показаны сходство и различия в принципах борьбы с преступностью, средствах и полномочиях субъектов предупреждения преступлений. Отмечается, что для предупреждения посягательств, представляющих наибольшую опасность, законодатели идут по пути принятия отдельных законов, которые детализируют деятельность по предупреждению преступлений. Отмечена актуальность проблемы межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения криминологической безопасности. Полученные результаты могут быть применены для международного сотрудничества в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и обмена правоохранительным опытом, не ущемляя национальные интересы каждой из стран, а также права и свободы граждан.

Автор статьи пришел к выводам о том, что достижение большинства целей в правоохранительной сфере может осуществляться только в рамках действующего законодательства, которое дает определенные гарантии соблюдения прав как потерпевших, так и лиц виновных в совершении преступлений. Правовая база Монголии четко регламентирует профилактику преступлений и, представляет собой формирующуюся многоуровневую систему во главе с ее Конституцией. Она содержит ряд важнейших положений, устанавливающих границы соответствующей деятельности правоохранительных органов. Вступивший в действие в 2017 г. Уголовный кодекс Монголии можно признать по ряду позиций более прогрессивным по сравнению с УК России, так как лучше детализирует права граждан на защиту от преступных посягательств, стимулирует отказ от преступного поведения на различных его стадиях. Вместе с тем, Россия опережает Монголию по числу принятых нормативных правовых актов профилактической направленности, как на федеральном, так и на ведомственном уровне.

 

антикриминальное законодательство Монголии и России, субъекты профилактики, система профилактики преступлений, противодействие преступлениям повышенной опасности

Скачать

118-123

С.Е. Груенко,

О. А. Фадеева

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Обоснование и определение требований к критериям-показателям оценки качества образования являются одной из проблем современного высшего образования. Цель статьи – определение методологических основ разработки показателей (индикаторов) качества высшего образования. В статье решены следующие задачи: определены сущностные характеристики понятий «критерий», «показатель»; выделены подходы к изучению качества образования и описано их содержание; рассмотрены методологические основы педагогической диагностики в системе высшего образования.

На основании анализа философской, психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы в работе обоснованы методики разработки критериев и показателей оценки эффективности образовательной системы (внешний аспект оценки качества образования) и педагогической диагностики (внутренний аспект оценки качества образования). В статье сформулированы концептуальные основы системы педагогической диагностики: методология диагностического исследования напрямую определяется выбором педагогических технологий, а также определены инструменты изучения образовательного опыта студентов. Мониторинг качества образования выполняет функцию стандартизации и внешнего управления деятельности вуза, в то время как педагогическая диагностика как оценка степени приближения к целям системы и определение способов влияния на процесс, выполняет функцию внутреннего ресурса управления качеством образования; функцию планирования развития реализуют комплексные показатели внешней и внутренней оценки качества образования.

В заключении установлено, что отслеживание процесса и результата одинаково важно для качества образования, однако, взаимодействие профессионалов в рамках «диагностической команды» будет способствовать саморазвитию вуза и его изменениям адекватно быстроменяющимся социокультурным условиям. Создание такого внутреннего ресурса управления качеством образования в вузе приведет к пересмотру миссии вуза и определение его уникальности, созданию инновационных команд, большей самостоятельности вуза в едином образовательном пространстве.

 

критерии, показатели, качество образования, мониторинг, стандартизация, педагогическая диагностика, методология, образовательный опыт, управление качеством

Скачать

124-129

А.И. Клиницкий

УЧЕНИЧЕСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ СИБИРСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

Статья посвящена исследованию явления ученической благотворительности в гимназиях и реальных училищах Западной Сибири рубежа XIX – начала XX вв. в контексте социокультурного развития региона. Учет регионального опыта представляется крайне важным в современной педагогике, поскольку позволяет выявлять специфику изучаемых явлений. Целью работы является многоаспектный анализ социальной активности учащихся, их вклад в социально значимые явления и процессы, происходившие в стране или отдельном городе.

С использованием регионального и социокультурного подходов прослеживается эволюция института школьной благотворительности как фактор формирования социальной активности учащихся. Обозначены сходства и различия волонтерской деятельности и ученической благотворительности. Генетический метод позволил выявить социально-экономические и культурные причины развития благотворительности в сфере образования, среди них открытие Томского университета, рост городского населения, правительственная политика, направленная на развитие капитализации региона. Длительное количественное и качественное отставание региональной школы сменилось догоняющим развитием ускоренными темпами. Сравнительный метод позволил обозначить различия в мотивах благотворительной деятельности. Привлечение архивных материалов и дореволюционной региональной прессы совместно с современными теоретическими и историческими источниками наглядно проиллюстрировало изучаемое явление.

В работе делается вывод о большом воспитательном и культурном значении ученической благотворительности не только для объекта, но и для субъектов благотворительной деятельности. Появление и распространение ученической благотворительности в средних школах Западно-Сибирского учебного округа признается как степень ответственности учащихся (гимназистов и реалистов) перед обществом и выражением нравственных личностных качеств.

 

ученическая благотворительность, волонтерство, гимназии, реальные училища, Западно-Сибирский учебный округ, социокультурный фактор

Скачать

130-135

Р.Ю. Костюченко

 

АНАЛОГИЯ В НАУКЕ И ОБУЧЕНИИ

Аналогией человек пользуется с древнейших времен до наших дней. Ее применение можно проследить как на бытовом, так и на теоретическом уровнях. Существует и большое разнообразие ее видов. Возникает вопрос: что же такое аналогия, можно ли ее применять в процессе познания, в частности, в процессе обучения? Ответ на данный вопрос характеризует цель статьи – описание содержания понятия аналогия и возможности ее применения в процессе обучения.

При написании статьи использованы, в первую очередь, методы теоретического познания: анализ научно-методической литературы, сравнение, обобщение, исторический метод. Так, проводимый автором анализ литературы, показывает, что в своих трудах к аналогии апеллировали многие мыслители прошлого. Однако было бы неверным ограничиться лишь ретроспективным анализом в вопросе раскрытия содержания данного понятия. Поэтому в статье рассматриваются различные взгляды современников на понятие аналогии и ее применение в жизни.

Как результат исследования получаем описание трех подходов к понятию аналогии: как понятия, выражающего отношение сходства между различными объектами, системами, явлениями, процессами; как особой логической форма умозаключения, которая используется наряду с индукцией и дедукцией; как метод познания. Последний названный подход во многом определяет возможность использования аналогии в процессе обучения. В статье раскрывается эта возможность и выделяются подходы различных авторов. Говоря об аналогии в процессе обучения, в первую очередь, подразумевается метод аналогии. Метод аналогии в обучении математике определяется как специальный метод обучения, при котором реализуются следующие действия: составление и нахождение аналогов различных заданных объектов и отношений; перенос информации о модели на оригинал, проводить рассуждение при решении задачи по аналогии с решением исходной задачей; проверка утверждений, полученных по аналогии. В заключении статьи отмечается, что несмотря на то, что аналогия как метод познания есть определяющая для метода аналогии в обучении, тем не менее, и другие подходы к определению аналогии в обучении имеют место.

Высказанные в статье положения актуальны для ученых, занимающихся теорией познания, теорией организации процесса обучения. Материалы, представленные в статье, могут быть использованы как преподавателями для организации занятий со студентами, так и учителями в практике обучения школьников

аналогия, сходство, форма умозаключения, метод познания, метод обучения, обучение математике, метод аналогии

Скачать

136-142

Е. В. Куликова

 

Анализ факторов, сопутствующих дистанционному

обучению в ВУЗЕ

 

В статье проводится анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе. Отражено влияние компонентов дистанционного обучения на производительность труда преподавателей и повышение эффективности учебной деятельности. Выявляются преимущества и недостатки дистанционных образовательных технологий. Анализируются негативные факторы, сопутствующие дистанционному образованию, ставится актуальная задача их устранения.

Отражены результаты исследования, проводимого в целях выявления негативных факторов дистанционного обучения: экспертного опроса преподавателей и студентов очной и заочной форм обучения, работодателей. Выявляются технологии дистанционного обучения, которые преподаватели используют в своей работе, определяется отношение к дистанционному обучению и желание применять дистанционные технологии в своей профессиональной деятельности, выявляются результаты педагогической деятельности с использованием дистанционных технологий и отрицательные факторы их использования. Приведены результаты анализа анкетирования студентов: их отношение к дистанционному обучению, степень удовлетворенности и предпочтения, возможные затруднения. Проанализированы результаты экспертного опроса потенциальных работодателей: отношение к дистанционным образовательным технологиям, преимущества и недостатки, зависимость уровня квалификации работника от формы получаемого образования. Полученные в ходе исследования данные систематизированы и обобщены, сделаны соответствующие выводы, высказана собственная точка зрения, основанная на личном опыте.

В завершении предложены решения, которые будут способствовать устранению негативных факторов и недостатков применения дистанционных образовательных технологий. При этом акцентируется внимание на том, что для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от высокой мотивации, самостоятельности и сознательности студента.

 

дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, педагогическая деятельность, форма обучения

Скачать

143-150

Е.А. Статкевич

 

К вопросу о профессионально-ориентированноМ обучениИ

студентов иностранному языку

в неязыковых вузах

В статье предлагаются продуктивные методические модели для активизации учебного процесса, рассмотрено содержание и производится анализ профессионально-ориентированного обучения с учетом потребностей студентов в изучении иностранного языка в неязыковых вузах. Целью работы являются разработка и применение приемлемых эффективных и доступных методов преподавания иностранного языка, необходимых для профессиональной коммуникации студентов технических специальностей. Первостепенной задачей применения методических моделей является изучение иностранного языка как средства овладения будущей специальностью и стремление получить максимальные и качественные знания, умения в профессиональной области. К используемым методам относятся: применение специально разработанного рабочего листа, электронного справочника по специальностям, репортажи с производства, презентации рабочего места и экскурсии на предприятиях, отчеты по предполагаемому графику движения поездов и по расписанию, ролевые игры диспетчеров и дежурных по станции, специалистов по безопасности движения. Полученные результаты и подобные методические модели могут быть использованы на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах, техникумах, колледжах, на курсах для иностранных студентов железнодорожных специальностей. Автор обращается к содержанию профессионально-ориентированного обучения в целом и на основе этого формирует основные методические модели создания необходимых профессиональных коммуникативных компетенций для студентов железнодорожных специальностей и приходит к выводу, что рассмотренные методические модели могут успешно быть реализованы в образовательном процессе, в сфере профессиональной коммуникации и в подготовке студента.

 

профессиональная компетенция, коммуникация, профессионально-ориентированное обучение, комплексная подготовка специалистов, техническая терминология, логичность, интегрированные связи.

 

Скачать

151-155

О.А. Фадеева

 

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ

К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ОПЫТА СТУДЕНТОВ

 

Современное высшее образование представляет собой пространство для конструирования образовательной траектории, профессионального образовательного опыта, «смыслов» будущей профессиональной деятельности будущего выпускника. Цель статьи – определить теоретические подходы, позволяющие проектировать диагностический инструментарий для изучения содержания образовательного опыта студентов.

В статье решены следующие задачи: рассмотрена динамика процесса накопления знаний в субъективном опыте; выделена взаимосвязь между эпистемологическим уровнем, проявлениями субъектной позиции и уровнем образованности; обоснована трансформационная функция знания – уровень образованности отвечает за различия в понимании и обеспечивает роль знания как средства внутреннего развития; рассмотрены этапы формирования субъектной позиции в образовательном опыте студента. На основании использования теоретических методов исследования, а также контент- анализа, установлено, что субъектная позиция включает в себя системное понимание целей, задач, руководящих идей, конструктивных принципов деятельности студента, ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Субъектная позиция отражает степень сформированности интегрального стиля мышления, обеспечивает студенту освоение умений решать образовательные задачи, представляет «теорию – в – действии» студента. Субъектная позиция фиксируется в текстах решения образовательных задач в виде концептов, конструктов, компактов. Основой индивидуализированных концепций является концептуальная схема, теоретико-методологическое основание которой каждый студент наполняет конкретным содержанием, актуализирует и аргументирует.

Результатом работы является выделенный автором методологический подход к изучению содержания образовательного опыта студента (интерпретационный), определяющий качественные методы исследования как ценностно – ориентированный инструментарий оценки процессов конструирования смысла по освоению профессиональной образовательной программы вуза. В статье определены диагностические показатели сформированной субъектной позиции.

 

конструктивизм, образовательный опыт, конструирование смысла, качественные методы исследования, педагогическая диагностика, оценка образовательного процесса.

Скачать

156-160

Н.И. Чуркина

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИИ (XX–ХХI вв.):

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Предметом изучения в статье является проблема становления родительской идентичности, родительства в России на длительном историческом отрезке – от начала ХХ века и до современности. Цель работы состоит в выявлении специфики трансформации исследуемого феномена через анализ теории и практик дошкольного воспитания. На основе изучения ведущих концепций в рамках теории идентичности, автор выделил основные элементы и характеристики понятия «родительская идентичность», определил спектр факторов, оказывающих влияние на ее изменения в социокультурной ретроспективе, раскрыл содержание основных моделей родительства. Проведенный в статье обзор современных психологических концепций позволил выделить причины появления и особенности такого явления как «кризис идентичности», сделать вывод о существовании тесной связи между социокультурными процессами и отдельными проявлениями кризиса в сфере родительской идентичности. На основе сравнительногоизучения архивных материалови опубликованных источников, делается вывод о том, что уже в начале ХХ века в России стал проявляться кризис родительской идентичности, о чем свидетельствуют появившиеся практики общественного дошкольного воспитания. Проведенный историко-педагогический анализ позволил автору сделать вывод о том, что в современных условиях педагогическая общественность должна понимать динамические процессы становления родительской идентичности и знать ее современные тенденции. Но для поддержания социально-приемлемых форм родительства, необходимо изучать опыт прошлого и координировать государственную политику в области дошкольного образования с целью обеспечения возможности родителям самим осуществлять воспитание детей в ранний период, что позволит минимизировать проблемы формирования успешной родительской идентичности. Полученные в работе результаты могут быть использованы для проведения масштабных исторических и социо–педагогических исследований по проблемам родительства, разработки программ поддержки семейного воспитания.

 

идентичность, родительская идентичность, родительство, модели родительства, детские сады, детские площадки

Скачать

161-166

 

Сontents

 

Author

Name

Abstract

Key words

The text of the article

Page

 

Ilia A. Aksenov

PROBLEMS OF EXPORT CONTROL AS A TOOL OF ECONOMIC SECURITY OF THE

RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of the problems of export control as an instrument for ensuring the economic security of the Russian Federation. The aim of the work is to develop mechanisms for minimizing the theoretical and practical problems of export control, in the context of ensuring the economic security of the state. The first block of problems stems from the fact that since the establishment of the export control system, there has not been and does not exist until now a system of criteria that could reflect its effectiveness, and there are only isolated indicators that allow us to assess only the activities of individual components of the national export control system . Within the framework of the reflected problem, criteria are proposed for assessing the effectiveness of export control. The second block of problems, within the framework of the subject matter under consideration, is connected with the fact that the elements of export control are quite precisely regulated in the national legislation, but the analysis of judicial practice shows that the enforcement mechanism is not effective enough. The mechanism for eliminating this problem is based on a set of administrative tools for accounting and administration of goods falling under export control. Also, within the second block of problems, the author proposes to change the mechanism of export control, which is built on the principle of an "open door" for goods belonging to non-licensed dual-use products. The implementation of the proposed measures will increase the effectiveness of export control as an instrument for ensuring the economic security of the country. In the concluding part of the article, it is stated that an effective detection of negative trends in the sphere of export control is possible only on the basis of a competent assessment of the activities of the relevant national mechanism.

Export Control, economic security, evaluation of efficiency, export of high-tech products, government regulation

Скачать

9-14

Michael A. Babichev

QUALITY CONTROL OF LABOR OF THE TEACHER OF THE HIGHER EDUCATION

IN THE INITIAL STAGE OF THE CAREER

The aim is the studying of issues related to the management of university personnel, certain aspects of teacher development, and evaluation of the results of pedagogical activity at the initial stage of a career. The most important role in the management of the quality of labor belongs to the staff of highly professional teachers. The emergence of new teaching staff requires the development of innovative approaches to the development of the quality of work and the organization of the adaptation process of the employee, therefore the study of competence development of university teacher at the initial stage of the career is topical. The aim of the article is the search of optimal evaluation of elements which suit optimally for quantitative and qualitative measurement of the quality of work of a novice university teacher.The article analyzes various approaches to the assessing of the degree of development of the teacher's competencies. Evaluation tools were proposed for the certification of university teachers at the initial stage of the career. The proposal formed by the author in the course of the study was obtained as a result of the adaptation of the existing means of attestation of teachers for conducting qualification work with university teachers at the initial stage of the career. The result of the study of the article is a scheme of interactions that shows that the methods used to evaluate teachers can illustrate the extent level of individual competences which a teacher needs for at the initial stage of a career. The final block of both core and additional competencies is individual for each institution and depends on the specifics of the activity of the institution. For the optimal organization of the teacher development process at the initial stage of the career, it is necessary to form a block of evaluation tools, which is formed on the basis of determining the main and additional competencies. The main recommendation of the article is the creation of a separate system of approved methods to improve the level and development of competencies of teachers at the initial stage of the career within each institution, depending on the specifics and profile of the institution

Initial stage of career, competence of the university teacher, professional development, competence structure, professional adaptation

Скачать

15-21

rina V. Malygina

Svetlana.V. Bazilevich

Increase of competitiveness of production in joint-stock company OmPO "Irtysh" of "Ekran" factory

 

The article is devoted to the issues of product competitiveness in JSC OmPO Irtysh of the Ekran plant. It was revealed that in the conditions of a dynamically developing competitive environment it is necessary to conduct an analysis of the competitiveness of its enterprise against the background of other representatives of this sector of the market. This allows you to get information about what attracts the consumer to the products of this enterprise and what are the advantages of its competitors. The analysis of the competitiveness of the bakery production department of JSC OmPO Irtysh of the Isilkulsky Ekran plant was carried out. The analysis of the financial situation, the location of competitive forces in the market, a comparative analysis of competitors, a SWOT analysis of the enterprise survey of the population, calculation of economic indicators of competitiveness. The shop for baking bakery products of Isilkul factory "Ekran" is a competitive organization, actively operating in the market, whose profitability indicators are increasing every year.

According to the results of the research of the bakery shop of the Ekran plant, and also for the realization of the enterprise's goal, namely: profit making and realization on the basis of the received profit of the social and economic interests of the team, as well as within the objectives of the enterprise it is stipulated: an increase in the market share of the products; decrease in costs of the enterprise; improving the quality of products. The study identified the problems for which a project was developed to increase the competitiveness of products of the bakery shop, which includes the following activities: the development of advertising policy; replacement of an electric furnace with a gas furnace; the development of the technology of a new type of bread-oatmeal in accordance with the requirements of GOST, and also calculated the payback period of investments spent on the developed project to improve competitiveness.

 

methods for assessing competitiveness, market analysis, product range, personal sales, product competitiveness project

Скачать

22-29

Oksana P. Kovaleva

Vasilij A. Kovalev

Economic preconditions for the formation of

a regional educational cluster

 

The article analyzes the possibility of forming a regional pedagogical cluster on the basis of a pedagogical university. The aim of the work is to identify the basic prerequisites for the creation and directions of interaction within the educational cluster. During the research, analytical and statistical methods were used, the principles of association in a pedagogical cluster were defined. The need to build end-to-end educational programs, taking into account the requirements of professional standards, was noted. Prospective directions of cluster interaction are determined. The possibilities of a pedagogical university as a uniting nucleus of an educational cluster are analyzed. The innovative structure of the university and the direction of introduction of educational innovations are considered. The analysis of the personnel potential of the university is carried out, the phases and stages of the reproduction of pedagogical personnel are determined. The characteristic of the infrastructure of the regional pedagogical labor market is given, the interaction of elements of which will ensure the balance of supply and demand, and increase the competitiveness of personnel. The authors of the article came to the main conclusions: the pedagogical cluster should become the optimal form of integration and effective interaction in the context of the region's innovative development, and the pedagogical university with the necessary human and innovation potential should be the basis for its formation. The main areas of application of research results are: ensuring the continuous reproduction of highly professional teaching staff; effective use of scientific and pedagogical personnel potential, material and technical base, financial investments; integration of training and advanced training with science and practice; creation of new conditions for training, retraining and advanced training of teaching staff; forecasting and analysis of the development of the pedagogical labor market; The use of a distribution system for the training of specialists in education, taking into account the labor market needs in the region

regional pedagogical cluster, educational space, innovative activity, personnel potential, personnel reproduction

Скачать

30-34

Galina I. Kolke

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THE REALIZED STRATEGY OF THE ENTERPRISE

 

The article deals with the problems affecting the company's strategic objectives. Goal-to develop methods for the assessment of the effectiveness of implemented strategies. According to the author, in the process of achieving and strengthening of competitive advantages of an enterprise belongs intellectually productive resources of the enterprise. In the formation of the IRP involves all types of resources of the enterprise. The marked feature of Ypres, which is the ability to combine, integreenovate and generate resources, creating a unique, not replicable by competitors resources. The work is defined in detail and considered the problem field of formation, evaluation and effective utilization of IPR. In the development of the problem field was taken into account the influence of external and internal factors. Emphasized external and internal flexibility in the implementation of enterprise management.Identified internal problems of their relationship. The study of the problem field is the conclusion about necessity of development of methodology and tools for the management of IPR that paciaudi the strategic goals of the industrial enterprise. To assess the strategy of the company is proposed to use the performance of the company, the ratio of the growth rates of which are arranged in a sequence. In this series introduced the index, which provides the opportunity to assess IPR, namely the assessment of qualifications top management positions. Applying the ranking of the growth rates of these indicators of activity of the enterprise, and comparing locations of the indicator in the normative range with the rank indicator in the actual series, the calculation of the Spearman correlation coefficient.Analysis of changes in the correlation coefficient given the opportunity to judge the ratios of the index and, as a consequence, to assess the implemented strategy of the enterprise.

 

intellectual and production resources, efficiency assessment, strategic planning, mechanical engineering, resources of the enterprise

Скачать

35-41

Оksana A. Kozlova

Daria A. Nemtseva

 

MARKETING APPROACH TO DEMAND FORECASTING IN THE AUTOMOTIVE MARKET

IN THE REGION

 

The article presents a holistic approach to the study of demand forecasting for some industrial markets in a constantly changing market environment. The aim of the study was to identify the potential demand in the automobile market taking into account the specifics of a given region. The main methods of the study was the analysis of secondary data to identify key trends of the automotive market, conducting primary research based on online survey of consumers. The main value of this algorithm is the integration of several approaches that allows for a more accurate forecasting system. The comprehensive approach is based on three principles: competitive analysis, consumer analysis and analysis of environmental factors. The necessity of this approach was indicated by the fact that in recent time, the external environment characterized by instability and constant change. So carrying out an algorithm for forecasting sales allows you to identify and classify influencing the projected object, the factors that contribute to defining the strategic approaches of the firm in the previous period. According to the results of the study of consumer intentions and preferences for the future acquisition of the cars model and brand number. The article compares the main indicators of the growth and decline of the secondary and primary markets compared with the previous year, and also calculated the market capacity for the period 2017-2019 biennium. Through the use of the presented indicators and the survey of consumers was made analysis of the market of cars in Nizhnevartovsk developed a forecast of demand for cars in real terms for the next three years. This information will enable you to make quality marketing decisions on activities in this market.

 

demand forecasting, automotive market, capacity market, primary market, secondary market, marketing research.

Скачать

42-48

Veronika A. Morozova

US-CHINA ECONOMIC RELATIONS UNDER THE TRUMP ADMINISTRATION

 

The article is devoted to the identification of new problems and trends in relations between the PRC and the US, which appeared after inauguration of the US President Donald Trump. The US-China relationship is an extremely complex and multifaceted model of international cooperation. They cannot be called hostile; however, these two states are not allies either. The relevance of this study is that, in the context of globalization, economic relations between the PRC and the US are one of the mechanisms that determine the international economic situation as a whole. However, the 21st century created new tendencies and challenges to the largest symbiotic partnership in the world, and they require careful analysis. Following the changes taking place in this mechanism, we can assume what will happen in the global economy in the near future.

The aim of this article is to analyze a new phenomenon - "trumpism" - that arose together with the election of US President Donald Trump and determine the degree of his influence on US-China trade and economic relations. The materials were prepared with use of analysis, comparison, statistical methods.

The result of the study is the consideration of possible ways for the development of economic relations of the symbiotic partnership and its impact on the global economy in general. It was concluded that the future dilemma for two international leaders in 2017 either is overcome mutual claims or worsen the situation. The new, confrontational relations between the PRC and the US are becoming a clear trend that will greatly affect the international geopolitical picture.

 

USA, trade and economic relations, Chimerica, trumpism, trade war, economic symbiosis

Скачать

49-53

Tatyana V. Bogdanchikova

Tatyana V. Morozova

 

THE ROLE OF WORKING CONDITIONS IN THE FORMATION OF WORKERS' ACTIVITY RATE

 

The article is devoted to the problems of increasing workers' activity rate and the special role in this process of working conditions at enterprises where they work. Ensuring a high activity level is directly related to the possibility of increasing capacity of workers and raising their productivity, which is the basis of enhancing performance of companies. This approach allows us to look at increasing activity in terms of releasing employee's personal reserves, supported by conducive working conditions created by employers: that is a very promising but not sufficiently studied direction, which determines the relevance of this study. Information resources are statistical data, the results of Russian scientific research and case studies held at Omsk enterprises, which belong to different activity and organizational and legal forms.

This article aims to determine the role of working conditions in the formation of workers' activity rate. To achieve this aim, the following tasks were set and solved: to characterize labour activity due to the levels of its manifestation; to outline components linking labour activity with a development of labour potential and labour productivity; to study the influence of working conditions on labour activity rate; to analyse labour force in the Russian Federation and Omsk for identifying labour activity of the population and its possible decrease affected by the influence of adverse working conditions.

Methods of analysis, comparison, formalization, and statistical methods were used. Authors proposed an improved gradation of workers' activity rate and a classification of factors of workers' activity.

The result of the study is the justification for changing the workers' activity affected by unfavourable working conditions. Findings reflect priority areas, the implementation of which will mitigate or fully resolve the identified problems.

 

workers' activity, capacity of workers, working conditions, factors and the workers' activity rate, labour productivity

Скачать

54-60

Tatiana V. Konoreva

Olga V. Bogomyagkova

 

PRACTICAL ISSUES OF FORMING OF MODERN COMPANY`S FINANCIAL POLICY BASED

ON ASSESSMENT OF ITS EFFECTIVENESS

The article is devoted to practical issues of forming of modern company`s financial policy on the basis on assessment of its effectiveness. The effectiveness of the company`s functioning depends on the correct choice and justification of financial policy, which is an important component of the enterprise`s overall policy. Financial policy determines the organization's behavior in the market environment, forms its market position, depending on the availability of the necessary financial resources, methods and directions of their use. The purpose of the study is to determine the specifics of the formation of a successful financial policy of a modern organization on the basis of an analysis of its effectiveness. In the process of research, general scientific methods, as well as methods of economic research, such as observation and collection of facts, analysis and synthesis, functional analysis, analysis of financial coefficients, static and dynamic analysis, economic modeling, morphological analysis were used. The empirical basis of the research is the data of the organization. The article explores and clarifies the concept of the organization's financial policy. The main methods of evaluating the effectiveness of financial policy are outlined. Based on one of the methods and authors' studies, the effectiveness of the financial policy of the organization studied was assessed, favorable and unfavorable tendencies influencing the formation of financial policy were revealed. Based on the results of the analysis, strategic and tactical directions are formulated, which should be included in the financial policy of the organization. The factors of formation of an effective financial policy are revealed. The results obtained by the authors can be used in the development of local normative documents in the field of not only financial, but also general policy of the organization, in the practical work of managers.

financial company`s policy, analysis of the effectiveness of financial policy, factors in the formation of effective financial policy

Скачать

61-66

Irina A. Kradenykh

Aleksei V. Barchukov

FORMATION OF COST GROWTH POTENTIAL IN FRAMEWORK

HORIZONTAL INTEGRATED GOLD-MINING ENTERPRISE

 

 

The article considers the issues related to the development of the effective strategic decisions necessary for modern mining companies to achieve sustainable operation in the market of mineral raw materials. The research subject is horizontal integration, enabling small and medium mining enterprises to create a merger with a larger company that will give them the opportunity not only to survive in the modern world, but also to gain more financial stability, to ensure the growth and development of their activities.

The goal of the article lies in formation of the plan of action submitted in the form of a system of multi-temporal goals to increase the value of a horizontally-integrated gold mining enterprise. The study used a systems approach, which allowed using the method "tree of objectives" to form a consistent increase in the cost of the model, including consistency of its tasks horizontally and vertically. With the identified internal connection system with the necessary resources, the totality of which allows to achieve the General goal. This study allows a more detailed visualization of problems of development of mining companies and their reaction to the environment, as reaction to the environmental factors, under which there is a rearrangement of the qualitative characteristics is a critical requirement for modern businesses. The system goals allowed us to identify the next, long-term and promising directions in which to move the gold mining enterprise, to achieve value growth.

The present study allows us to consider the extension possibilities of the system approach in the analysis of management activities and construction of simulation models reflecting the main characteristics of the stages of growth in the value of a horizontally-integrated gold mining enterprise, including production, financial, investment spheres of activity.

 

gold mining enterprises, horizontal integration, M & A deals, goal tree, adaptation, growth, development.

Скачать

67-72

Michael U. Makovetsky

STATE INVESTMENT SUPPORT OF SMALL ENTERPRISE SUBJECTS IN OMSK REGION

 

Considering the structure of the world's leading economic systems, one can notice one feature - a significant proportion of small and medium businesses in the structure of the national economy. Modern Russian practice is different from the world experience, but at the same time, the development of a quality small business and an increase in its level of integration into the country's economic system will improve the efficiency of the economy as a whole.

In the presented article theoretical and applied aspects of functioning of small business in the Russian Federation are considered. The special significance of this is determined by the fact that small business performs a wide range of social and economic functions. First of all, it is to ensure employment, education and support of a competitive market environment, leveling social inequality and others. Due to these circumstances, the development of small business should be supported by the state.

In the Russian Federation today, on the whole, the necessary legal and organizational bases for state support for small and medium-sized businesses have been formed. The corresponding programs are implemented both at the federal and regional levels of government. In Omsk region, for these purposes, financial support is provided in the form of grants and grants, an appropriate infrastructure for supporting entrepreneurship has been created. In the presented article the analysis of subsidizing and granting of grants by kinds and branch affiliation of subjects of small business is carried out.

At the same time, the article reveals a number of factors hampering the effective development of small business, including those related to the external environment and the internal state of small business entities. To solve them, a number of directions are proposed for improving state regulation and supporting small businesses.

 

regional economy, entrepreneurship, small business, state regulation, investment support, subsidizing, grants.

Скачать

74-80

Viktor A. Melnychuk

Alexey M. Samarin,

 

ALTERNATIVE EXAMPLES OF ORGANIZING SYSTEMS OF GOVERNMENT PROCUREMENT

 

The article describes the main provisions of legal regulation of state procurement in countries such as USA, Germany, Kazakhstan and others. The purpose of the study is to review the experience of the organization of procurement systems of different countries. The main method of research is the analysis of the historical development of the legal system in public procurement in foreign countries. It also provides examples of the historical system of organization of public tenders in foreign countries. Highlights the key amendments in regulatory legal acts of the Russian Federation. Reflects the main provisions of the Federal law "On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs". Considered the electronic trading system and the work site on public procurement and commercial tenders in other countries, in particular Germany, USA and Kazakhstan. Lit methods of organization of public procurement in different countries. The object of research is the system of state procurement and commercial tenders in the countries. The authors conducted a theoretical analysis of the effectiveness of the system of state procurement and commercial tenders in various countries. Defined, in what cases a contract is for the procurement of goods, works or services, subsequent maintenance, operation during the service life, repair and disposal of the goods delivered as well as created as a result of execution of the object. Analyzed and considered the main possible problems and shortcomings of system of state procurement and commercial tenders in various countries. Studied ways of placing of the state order for the closed competition and out of competition selection in other countries.

 

procurement system, contract, organization, state, public and municipal needs, legislation, commodities.

Скачать

81-86

Maxim G. Rodionov

TYPOLOGY OF THE SYSTEMS ORGANIZATION AS ELEMENT OF THE THEORY OF STRUCTURES

 

The management of economic entities in market conditions with the maximum degree of uncertainty and stochasticity of economic, social and political processes imposes on scientists-economists of the obligation of search and development of new, adaptive and dynamic tools of the organization of economic systems. An objective of this research is the comparative analysis of typology of the organization of systems for development of methodological bases and basic provisions of the new theory of structures. In quality of research problems it is possible to define: identification of elements of systems and their interaction, establishment of ways of the organization of different types of systems, comparison of typology of the organization of systems through their abstract properties.

As methodical base methods of the inductive analysis, comparison of element base of system objects, comparison of properties of systems to operating conditions have been used. It is possible to refer classification of ways of the organization of systems with allocation of a new way to the main results of work - emergently generation – emergence of new systems as a result of the becoming complicated interconnection between elements of this system and elements external rather this systems. Besides, conclusions about homo-and heteroreactivity of elements of systems are of special interest at formulation of methodological approaches to creation of the new theory of structures.

 

structure, system, typology of systems, element, theory, economic entity, transformation

Скачать

87-91

Tatiana Y. Slutskikh

COMMUNICATION MODEL AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF CONSUMER RELATIONS

 

The aim of the work is to develop a communication model for designing programs for interaction with consumers within the framework of marketing relationships. To achieve the goal, the following tasks were set and solved: analysis of existing communication models, identification of features of modern communications, assessment of the possibilities for modifying the model using various strategies for developing relations. The methodological basis of the work was compiled by the works of Russian and foreign scientists in the field of communications. The following general scientific methods were used in the work: observation, analysis, synthesis, generalization, grouping and comparison.

The result of the work is a model of communication, in which three types of interaction are distinguished: action, transfer of rational information, transfer of empirical experience (emotions). The greatest strength is emotion and deeds. An example of emotional impact can be event marketing, creating comfortable conditions for clients, stimulating actions, rallies. The model specifies the range of subjects of interaction: first of all, there are consumers and their reference groups - opinion leaders, the general public, the media; as well as official representatives and unauthorized employees of the company. In addition, the process of persuasion is influenced by empirical information from reference groups and partners, so feedback is added to the model in the form of action and emotions. It is concluded that it is the empirical effect that activates all communications in the proposed scheme. The features of the communication model are described depending on the empirical development strategy of the relationship.

The obtained results can be applied in the development of programs for interaction with consumers. The author of the article came to the conclusion that the proposed model of communication describes the interaction with customers, characteristic for a significant part of the relationship between customers and companies, taking place within the framework of the consumer information strategy. In the practical application of other empirical strategies, some of the areas of communication should be strengthened in accordance with the proposed recommendations.

 

relationship marketing, interaction, communication, communications management, communication model, empirical marketing, consumer, emotions

Скачать

92-98

Guinara E. Chernobaeva

Anna G. Breusova

THE FORMATION OF THE MAIN EVALUATION PARAMETERS OF COMPETITION IN THE MARKET OF SOCIAL SERVICES OF THE OMSK REGION

The article deals with practical aspects of the evaluation of competition in the market of social services in the Omsk region. State policy today is aimed at liberalizing the market of social services. At the same time, one of the many urgent tasks is the evaluation of competition in the social services market, which allows regional authorities to develop measures aimed at attracting to the market a sufficient number of subjects providing social services. This will lead to an increase in competition for both the quality of the services provided and the price. It will allow to include in the competitive mechanism not only business, but also traditional players of the market of social services from state and municipal institutions. In this connection, the research aims to determine the basic set of indicators for assessing competition in the market of social services in the Omsk region. The results will allow the authorities and business to assess the attractiveness of social activities and take into account the regional characteristics of the market in the development of methods to stimulate competition. At the first stage, by structuring approaches to the content of the competition category, the behavioral approach is chosen as the basic one and allows the most accurate description of the behavior of subjects in the social services market region in the struggle for labor and financial resources. At the second stage, the main parameters of the competition assessment were determined and were tested in the study. The obtained results made it possible to identify the main parameters that determine the availability of resources on the market of social services in the Omsk region and require the regional authorities to determine the measures to regulate them.

 

competition, the market of social services, indicators of an estimation of competition of the market of social services.

Скачать

99-105

Vasiliy V. Baburin

Anatoliy N. Khomenko

RUSSIAN CRIMINAL LAW SYSTEM: AN INFORMATIVE ASPEKT

 

This article discusses issues related to the concept and characteristics of modern Russian system of criminal law. Systematization of criminal law as a branch of Russian law remains poorly understood [2]. This is largely due to the prevailing conventional approach to the characterization of criminal law system. The essence of this approach is that the criminal law Division at the General and Especial parts, with their teams of legal institutions, formed by the criminal law, to recognize a classic and does not require any significant changes. This is the traditional approach reduces the relevance of the research problems of the system of Russian criminal law. However, the current structure of the existing criminal legislation does not provide a clear understanding of the institutions of criminal law. The aim of the work is the definition of criminal law system, taking into account the totality of orderly legal norms and their associations to regulate all social relations arising in connection with an attack on the criminal-law protection of objects.

The authors of the article concluded that one of the main directions of systematization of criminal law should be simultaneous development of structural elements relative to each other, which comprise the contents of the criminal law in its four values: how independent branch of law, as part of Russian legislation, as science and as an academic discipline. The most correct decision by comparing their content with each other must be the development of a complete system of penal institutions United in separate units, and the establishment on the basis of developed system of criminal law.

 

System, criminal law, theory of Law Institute, part of, elements, structure, branch of law

Скачать

106-111

Irina D. Kuzmina

Eugene A. Makhinya

Liability of the illegal owner for deterioration of the property of the owner

 

In this article the authors examine the shortcomings of Art. 303 of the Civil Code of the Russian Federation. In particular, it analyzes the approaches, developed by doctrine and judicial practice, to the resolution of the situation arising in the damage or destruction of property of the owner caused by the illegal owner. Careful attention is paid to "tort" and "conditionname" approaches, the use of which is exposed to reasoned criticism.
The authors also investigate the solution of the indicated issue in the draft of the Civil Code of the Russian Empire and in foreign law orders, in particular under the laws of Germany, Austria, Spain and Estonia.

The purpose of this article is the definition of dogmatically correct and fair approach to dispute arising in connection with the deterioration of the illegal owner of the property of the owner.

The methodological framework of work are general scientific and private scientific methods of study. The leading role for targets of this study are dogmatic (formal logical), historical and relatively legal methods. Besides, as this work we used the following methods: description, analysis, systems approach.

On the basis of the points of view of different scientists on the matter under consideration and the experience of foreign legal orders put forward proposals to improve the national legislation. In conclusion, the authors conclude that a prudent owner should not be responsible for loss of or damage of the owner’s property. The outcomes of the research can be applied both theoretically (in educational process of higher education institutions) and practically (in law enforcement bodies practical activities). In addition, the proposed amendments to the Civil code of the Russian Federation can be considered and used by the legislator in the reform of civil legislation on property rights.

 

proprietary right, conscientious owner, responsibility, guilt, vindication, harm, unjust enrichment, tort, acquirer.

Скачать

112-117

Bolor-Erdene Ghanmyagmar

 

Mongolian and Russian Legislation on Crime Prevention in Comparison

 

This article analyzes the system, structure and content of the legal acts in the field of crime prevention in Russia and Mongolia, showing the similarities and differences in the principles of the fight against crime, the means and powers of crime prevention actors. It is noted that, in order to prevent abuse, representing the greatest danger, lawmakers are adopting individual laws that detail the activities on the prevention of crime. Noted the importance of interagency cooperation in the field of criminological security. The results can be applied to international cooperation in combating transnational organized crime and the sharing of law enforcement experience, not to the detriment of the national interests of each country, as well as the rights and freedoms citizens.

The author came to the conclusions that achieving most of the goals in the field of law enforcement can be exercised only within the limits of the current legislation, which gives certain guarantees respect for the rights of both victims and perpetrators committing crimes. Legal base of Mongolia clearly regulates the prevention of crime and represents an evolving multilevel system, headed by its Constitution. It contains a number of important provisions establishing the boundaries of appropriate law enforcement agencies. Which came into effect in 2017, the Criminal Code of Mongolia can be recognized on a number of positions more progressive compared with the CRIMINAL CODE of Russia, so as best details the rights of citizens to be protectedfrom criminal encroachments, stimulates the abandonment of criminal behaviour on the its various stages. However, Russia ahead of Mongolia adopted normative legal acts of the preventative, at both the Federal and departmental.

 

Mongolian and Russian anti-crime laws, subjects of prevention, crime prevention system, counteracting highly dangerous crimes

Скачать

118-123

Svetlana E. Gruenko

Olga A. Fadyeyeva

To The Problem of Construction of Evaluation Criteria and Assessment Indicators in Higher Education

 

 

Conceptualization and definition of the requirements for the criteria and indicators of the qualitative educational evaluation is one of the problem of higher education. The aim of the article is to define the methodology of the criteria (indicators) construction in higher education. The following tasks are solved in the article: the essential characteristics of the notions «criteria» and «indicators» are defined, the methodological approaches to the study of the quality of education are described, the methodology of educational assessment in higher education is explained.

The methods of criteria and indicators of efficiency of educational system from outward aspect of educational quality and educational assessment as inward aspect of educational quality are conceptualized as a result of philosophical, psychological and pedagogical literature research. The principles of educational assessment are formulated in the article: methodology of assessment is directly defined by the choice of the pedagogical instructional technology and, also, the tools for the evaluation of the students’ educational experience are defined. Monitoring of the educational quality performs the standardizing function as well as the function of outward management of the higher education establishment, whereas educational assessment, being the evaluation of the extent of the program goal achievement and of the ways to influence it, is the inner resource of quality management of the higher educational establishment; complex indicators of outward and inward educational quality evaluation perform the function of the development planning.

In conclusion it is defined that the process evaluation and the outcome evaluation are important for the quality of education, however, the interaction of the «educational assessment team» will lead to the self- development of the higher educational establishment and its changes in accordance with fast changing sociocultural environment. The creation of such inner resource of the quality management will provoke mission revision, definition of the uniqueness of a higher educational establishment, building innovation – implementing teams, greater independence of a higher educational establishment in the educational environment.

 

criteria, indicators, the quality of education, monitoring, standardization, educational assessment, methodology, educational experience, the quality management

Скачать

124-129

Artem I. Klinitskiy

STUDENT CHARITY IN PRE-REVOLUTIONARY SIBERIAN SECONDARY SCHOOLS

 

This article examines the phenomenon of student charity in Western Siberian gymnasiums and Real Schools in late 19th to early 20th century in the context of sociocultural development of the region. It is important for modern pedagogy to take into account these regional practices, as they reveal the specifics of the object being studied. The purpose of this article is to analyze the social activity of the students, their contribution to the socially significant events and processes that took place in a particular city or the country as a whole.

Through the usage of regional and sociocultural approaches, we can observe the evolution of school charity as a factor in the formation of the social activity of the students. In this article, we also state the similarities and differences between volunteering and student charity. The genetic method allowed us to identify the socioeconomic and cultural causes for the advancement of charity in the sphere of education – among them is the creation of Tomsk University, the growth of urban population, and the governmental policy aimed at the development of the region’s capitalization. The continuous quantitative and qualitative backwardness of the regional schools was replaced by the catch-up development at an accelerated pace. The comparative method has made it possible to find the differences in the motives of charitable activities, and the usage of archival materials and pre-revolutionary regional press, together with modern theoretical and historical sources, helped clearly illustrate the phenomenon under study.

The research allows us to draw a conclusion about the immense educational and cultural influence of student charity, not only for the object, but for the subject of charitable activity as well. The emergence and spread of student charity in secondary schools of the Western Siberian educational district is recognized as a sign of a high degree of social responsibility among the students of gymnasiums and Real Schools and the expression of their moral personal qualities.

 

student charity, volunteering, gymnasiums, Realschules, Western Siberian educational district, sociocultural factor.

Скачать

130-135

Roman Yu. Kostyuchenko

ANALOGY IN SCIENCE AND EDUCATION

 

An analogue has been used since ancient times to the present day. Its application can be traced both at the domestic level and at the theoretical level. There is also a large variety of species. The question arises: what is an analogy; can it be used in the process of cognition, in particular, in the learning process? The answer to this question characterizes the purpose of the article - a description of the content of the concept of analogy and the possibility of its application in the learning process.

First of all, the methods of theoretical cognition: analysis of scientific and methodological literature, comparison, generalization, historical method was used during writing the article. Thus, the author's analysis of literature depicts that many thinkers of the past appealed to analogy in their writings. However, it would be wrong to confine of the retrospective analysis in the issue of disclosure of the content of this concept. Therefore, different views of contemporaries on the concept of analogy and its application in life are discussed in the article.

As a result of the study, we obtain a description of three approaches to the concept of analogy: as a concept expressing a relation of similarity between different objects, systems, phenomena, processes; as a special logical form of inference, which is used along with induction and deduction; as a method of knowledge. The last mentioned approach largely determines the possibility of using the analogy in the learning process. The article reveals this possibility and highlights the approaches of various authors. Speaking of the analogy in the learning process, first of all, the method of analogy is meant. The analogy method in teaching mathematics is defined as a special teaching method, in which the following actions are implemented: compilation and finding of analogues of various given objects and relations; transfer of information about the model to the original, to conduct reasoning in solving the problem by analogy with the solution of the original problem; verification of statements obtained by analogy. In conclusion, it is noted that despite the fact that analogy as a method of cognition is determinant for the analogy method in teaching, nevertheless, other approaches to determining the analogy in teaching take place.

The provisions expressed in the article are relevant for scientists involved in the theory of knowledge, the theory of the organization of the learning process. The materials presented in the article can be used as teachers for organizing classes with students and teachers in the practice of teaching students.

 

analogy, similarity, form of inference, method of cognition, method of teaching, teaching mathematics, method of analogy

Скачать

136-142

Elena V. Kulikova

ANALYSIS OF THE FACTORS RELATED with DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY

 

The article analyzes the factors related distance learning at the University. Reflected the influence of components of distance learning on job performance of teachers and improving teaching and activities. The author identifies the advantages and disadvantages of distance learning technologies. Analyzes the negative factors associated with distance education. Is the actual task of removing them.

Reflects the results of the study conducted to identify the negative factors of distance learning: expert survey of teachers and students of fulltime and distance forms of training employers. We identify the technology of distance learning, which teachers use in their work, determine the attitude to learning and desire to apply e-learning technologies in their professional activities, reveale the results of the pedagogical activities using remote sensing technology and negative factors of their use. The results of analysis of questioning of students: their attitude to learning, satisfaction, and preference may be difficult. We analyze the results of the expert survey of potential employers: attitude to distance learning technologies, the advantages and disadvantages of the dependence employee qualification of the level from the form of education received. The data Obtained in the course of the study, were structured and summarized, the appropriate conclusions express the point of view based on ourown personal experience.

In conclusion, we propose the solution, which will contribute to the elimination of negative factors and disadvantages of distance learning technologies. In this case we focuse on the fact that distance learning requires rigid discipline, and its result depends on high motivation, self-dependence and consciousness of the student.

 

distance learning, distance educational technologies, educational activities, forms of study.

Скачать

143-150

Elena A. Statkevich

TO THE QUESTION OF THE PROFESSIONAL FOCUSED STUDENTS’ TRAINING THE FOREIGN LANGUAGE IN NON- LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

 

In article productive methodical models for activity of educational process are offered, contents is considered and the analysis of the professional focused training taking into account needs of students for foreign language learning in not language higher education institutions is made. The purpose of work is development and application of the acceptable effective and available methods of teaching a foreign language. It is necessary for professional communication of students in technical universities. The main aim of methodical models application is the learning of foreign language as means of mastering future specialty and the aspiration to gain the maximum and qualitative knowledge, abilities in professional area.

The used are applied methods were provided with specially developed work sheet, the electronic reference book on specialties, special reports, the presentations of a workplace and an excursion at the enterprises, reports o train schedule, role-playing games of dispatcher and safety specialists. The results of the developed technique is the application of methodical models in classes of non-language higher education institutions, technical schools, colleges, on courses for foreign students of railway specialties. The author comes to a conclusion that the considered methodical models can be successfully realized in educational process and are helpful for foundation of communicative students’ competence.

 

professional competence, communication, the professional focused training, complex training of specialists, technical terminology, logic, the integrated communications, the educational standard

Скачать

151-155

Olga A. Fadyeyeva

Some Approaches to The Students' Educational Experience Research

Contemporary higher education represents the environment for individual educational program design, educational experience construction, values of future professional performance. The aim of the article is to define theoretical approaches to construct assessment tools to evaluate students’ educational experience content.

The following tasks are solved in the article: the dynamics of knowledge construction in the subjective educational experience is covered, the link between the epistemological level, the representation of the subjective position and the educational achievement level is defined; the transformational function of the knowledge is reasoned – the educational achievement level is responsible for the differences in the understanding and provides the knowledge as a means of internal development; the stages of the subjective position formation in the educational experience are explained. With the use of the t theoretical research methods and content analysis, it is stated that a subjective position includes systemic understanding of the targets, aims, man concepts, constructive principles of educational performance of the student, value – added attitude to the future professional activities.

Subjective position reflects the extent of the integral cognitive style formation, provides the students with the skills to solve educational tasks and represents the «theory – in – action» of the student. The subjective position is fixated in the text of the solution of the educational tasks with the help of concepts, constructs and compacts. The basis of the individualized theory is the conceptual frame, theoretical – methodological base of which is fulfilled with the detailed content, actualized and reasoned by a student.

The result of the work is the methodological approach of the content evaluation of the students’ educational experience (interpretational) which defines the usage of qualitative research methods as value- added assessment tools to study values construction process while mastering the higher educational program. The article defines assessment indicators of the formulated subjective position.

 

constructivism, educational experience, sense construction, understanding, qualitative research methods, educational assessment, evaluation study

Скачать

156-160

Natalia I. Churkina

TRANSFORMATION of the PARENT IDENTITY IN RUSSIA (XX–XXI):THEORY and PRACTICE of PRESCHOOL EDUCATION

 

The subject matter of the article is the problem of parental identity formation, parenthood in Russia for a long historical period – from the beginning of the XX-th century to the present time. The aim of this work is to identify the specifics of the transformation of the phenomenon being studied through the analysis of the theory and practice of preschool education. Based on the study of the leading concepts in the framework of identity theory, the author has distinguished the main elements and characteristics of the concept of "parental identity". A range of factors influencing its changes in the socio-cultural retrospectivehave beenidentified.The author has defined the contents of the basic models of parenthood. In this paper, the overview of modern psychological concepts has allowed to mark the appearance causes and characteristics ofsuch phenomenon as "identity crisis". It also has allowed to conclude that there is a close connection between sociocultural processes and individual manifestations of the crisis in parental identity. On the basis of comparative study of archival materials and published sources, it is concluded that in the early XX-th century the crisis of parental identity began to appear in Russia as evidenced by the emerging practice of public preschool education. Conducted historical and pedagogical analysis allowed the author to draw a conclusion that in modern conditions the educational community needs to understand the dynamic processes of the parental identity formation and to know its current trends. But to maintain socially acceptable forms of parenting, you must learn past experience and coordinate state policy in the field of preschool education in order to enable parents to carry out parenting in the early period. It will minimize the problems of effectiveparent identityformation

identity, parental identity, parenting, model parenting, nursery schools, playgrounds

Скачать

161-166