Сибирский институт бизнеса и информационных технологий – вуз, формирующий предпринимательское мышление
В преддверии дня Российского предпринимательства (26 мая) обсудили вопросы развития предпринимательского мышления среди студентов и почему предпринимательство – стержневой элемент философии развития вуза с ректором «Сибирского института бизнеса и информационных технологий» Максимом Георгиевичем Родионовым
Максим Георгиевич, Вы много раз упоминали в своих интервью и выступлениях о том, что предпринимательство это ориентир развития Института. Что подразумевается под предпринимательством в таком контексте?
Предпринимательство как «образ жизни и мышления» в Сибирском институте бизнеса и информационных технологий популяризируется через три аспекта образовательного процесса:
- Предпринимательство как дисциплина преподается в том или ином виде на всех направлениях, поскольку это подход к хозяйственной деятельности в любом секторе экономики, основанный на выявлении возможностей развития и разработке бизнес-идеи.
- Предпринимательство как метод обучения выражается в выборе наиболее подходящей технологии для достижения планируемого результата обучения с учетом особенностей целевой аудитории. Преподаватели имеют свободу выбора методов и технологий.
- Предпринимательская культура означает, что институт продвигает и поддерживает корпоративную культуру, характеризующуюся инновационностью, социальной ответственностью, лидерством, готовностью принять на себя риск новых видов деятельности.
Мы понимаем, что результаты образования имеют отложенный эффект, нельзя пытаться сразу найти показатели результативности, но что тогда является показателем качественного обучения и преподавания?
Задача Института — сформировать такого выпускника, который мог бы стать специалистом в своей области. Мы формируем гибкое адаптивное мышление, которое на рабочем месте «обрастает» конкретными навыками, востребованными у работодателей. Замечу, чтобы ускорить этот процесс, мы ввели профильные дисциплины – практикумы. Это как полигон подготовки студентов к выходу на практику в организациях.
Наверное, одним из показателей качества обучения может быть показатель трудоустройства выпускников по профилю. Если мы для себя хотим оценивать, насколько эффективно мы готовим специалистов, насколько мы выполняем миссию высшего образования, то это наша работа с выпускниками и с сообществом, которое их принимает. Так, формировать вектор будущей карьеры и отслеживать показатели трудоустройства мы можем через Центр содействия трудоустройства выпускников СИБИТ.
Вы отметили важность взаимодействия вуза с работодателями. Насколько тесно и в каких формах происходит это в Институте?
Нам удалось привлечь специалистов, — представителей сообщества работодателей к разноформатной деятельности вуза.
Работодатели имеют возможность предлагать темы научных исследований и выпускных квалификационных работ обучающихся СИБИТ, проводить научное консультирование и рецензирование ВКР, организовывать практики, стажировки, предлагать трудоустройство выпускникам.
Представители работодателей активно участвуют в совместной разработке отдельных специальных учебных курсов, дисциплин, а также образовательных программ по подготовке специалистов, востребованных на рынке труда. Кроме того, работодатели ведут ряд дисциплин, в том числе практикумов, о которых я уже ранее упоминал, становятся гостями встреч, переговоров, совместных конференций, семинаров, круглых столов и других активностей.
Какова роль современного вуза? Что, по Вашему мнению, он должен давать своим выпускникам?
Наверное, роль во все времена одна – максимально подготовить молодого человека к будущей профессиональной жизни. А для этого нужны знания, личные и групповые компетенции. Специфика нашего времени состоит в том, что мир быстро меняется, и выпускникам нужно быть готовым чаще, чем ранее, совершенствовать себя в профессиональном плане и относиться к смене вида деятельности как к нормальному явлению.
Мы развиваем в своих студентах навыки работы в цифровых средах: умение отбирать и фильтровать информацию, принимать решения на основе анализа больших данных, хранить и защищать данные. Но сложность решаемых задач все чаще требует коллективных усилий, и потому навыки коммуникации, командной работы и самоменеджмента также очень важны. Кроме того, понимая, что возрастает роль «общих» ресурсов, которые возникают в проектной работе, мы учим студентов работать с использованием таких технологий и явлений, как волонтерство, краудсорсинг, цифровая грамотность.
Вуз должен быть основой для построения социальных связей для специалистов. Здесь особо важна работа с выпускниками по примеру передовых бизнес-школ, которые научились создавать в ходе образовательного процесса профессиональные сообщества выпускников, поддерживающих друг друга в бизнесе и управленческой деятельности.
Просмотров: 2783