Приёмная комиссия: +7 (3812) 26-54-99
Приёмная ректора: +7 (3812) 62-59-89

04/03 №4(32)-2019

Скачать номер

 

Содержание

№ 4 (32) за 2019 г.

Автор

Название

Аннотация

Ключевые слова

Текст статьи

Страницы

 

И.В.Бабичева

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕМАТИКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

В статье рассмотрен один из возможных вариантов преподавания плоских кривых с позиции междисциплинарного взаимодействия математики и теоретической механики. Проблема исследования связана с необходимостью формирования у будущего специалиста соответствующих его профилю междисциплинарных компетенций с одной стороны, и недостаточной проработанностью со стороны преподавателей методики по созданию эффективных условий для приобретения требуемых компетенций, с другой стороны. Предлагается комбинированное использование средств предметной и условно-графической наглядности, используемых в математике и теоретической механике. Предметными средствами наглядности выступают демонстрационные модели, условно-графическими – анимационные и статические схемы. Методика их сочетания показана на примере изучения в курсе аналитической геометрии свойств трех плоских кривых: эллипс, окружность, спираль Архимеда. Для этих целей активно используются демонстрационные модели из теоретической механики: модель кривошипно-шатунного механизма, модель «Колесо обозрения», модель по преобразованию поступательного движения во вращательное при взаимодействии резьбовых соединений. Демонстрации дополняются соответствующими им статическими и анимационными схемами. Использование наглядных средств обучения пошагово представлено на лекционном занятии по теме «Плоские кривые». Предлагаются варианты дальнейшего использования предлагаемого методического инструментария на занятиях по теме «Кинематика точки» дисциплины «Теоретическая механика». С целью интенсификации образовательного процесса в построении кривых показано использование системы компьютерной математики MathCad. Установлено, что в условиях предлагаемого междисциплинарного взаимодействия появляется возможность перестроить процесс обучения так, чтобы он принял профессионально-ориентированный характер. Предлагаемая методика систематизирует знания обучаемых, повышает целенаправленность обучения, существенно повышает готовность студента к будущей работе, т.е. способствует формированию междисциплинарных компетентностей.

плоские кривые; демонстрационные модели; теоретическая механика; предметная наглядность; условно-графическая наглядность.

 

Скачать

4-11

К.В. Бугаев

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

В статье проведен анализ названий работ массив научных публикаций из базы eLIBRARY по критериям поиска: «преподавание криминалистики», «дидактика криминалистики». Целью работы является выявление основных параметров данного публикационного массива методами библиометрии и анализа дескрипторов. Автор статьи пришел к следующим основным результатам: в целом за весь изучаемый период с 1992 года наличествует тенденция на рост количества работ по изучаемой тематике, однако с 2015 года интерес авторов к данной проблематике несколько стал снижаться; количество авторов на одну работу имеет тренд к некоторому увеличению, что может свидетельствовать о стремлении авторов к более широкой коммуникации в научных исследованиях; Количество ссылок на 1 работу резко снижается; Основную массу трудов составляют работы в журналах и сборника; количество работ в соавторстве составляет в среднем около 20%,; показаны наиболее продуктивные авторы-дидакты, которые получили наибольшее количество ссылок на свои произведения к общему количеству их работ (это условные лидеры изучаемого направления); продемонстрированы наиболее цитируемые произведения; методом анализа дескрипторов, применяемых в названиях работ, установлено какая именно тематика преобладает в дидактическом научном дискурсе по вопросам криминалистики; Проведено исследование освещенности дидактико-методологических вопросов; установлены тематики, имеющие в библиометрическом смысле наибольшую новизну и наибольшую актуальность. Полученные результаты могут быть применены в процессе подготовки научных работ и методических материалов по вопросам преподавания криминалистики, а также в сфере наукометрических исследований.

криминалистика, дидактика, криминалистическое образование, преподавание криминалистики, научный дискурс, методика преподавания, наукометрия, библиометрия

 Скачать

12-18

Е.Ю. Голубь

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье дается теоретико-методологическое обоснование модели учебно-исследовательской деятельности учащихся средних классов, направленной на формирование умений анализировать и обобщать материал, вникать в суть проблемы, используя полученные знания на практике, а также на развитие познавательного интереса учащихся к предмету основ безопасности жизнедеятельности. Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе школьного образования особое значение приобретает проблема развития учебно-исследовательской деятельности обучающихся, которая, в соответствии с новыми образовательными стандартами нуждается в новых психолого-педагогических подходах к ее содержанию в рамках учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности. Методологическую основу научного исследования составляют личностно - деятельностный и компетентностный подходы. Цель исследования – разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка дидактической модели учебно-исследовательской деятельности школьников средних классов в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, направленной на развитие познавательного интереса. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: определить содержание компонентов модели учебно-исследовательской деятельности: целевого, мотивационного (личностного), содержательно-процессуального и оценочного (результативного); проверить эффективность предложенной модели, используя показатели оценочно-результативного блока в ходе педагогического эксперимента. Теоретическая значимостьисследования заключается в том, что полученные результаты существенно дополнят теорию и методику обучения безопасности жизнедеятельности сведениями о содержании компонентов модели учебно-исследовательской деятельности, критериях ее оценки. Практическая значимость работы сводится к практике диагностирования познавательного интереса школьников в рамках предметного обучения, а также при внедрении в образовательный процесс элективного курса «Исследовательская деятельность обучающихся по вопросам безопасности жизнедеятельности» в рамках внеклассной работы.

модель учебно-исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, средние классы, безопасность жизнедеятельности.

 Скачать

19-24

О.А. Жбиковская, Е. В. Клевцова

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается влияние цифровых технологий на жизнь и профессиональную деятельность человека. Авторы дают определение термина «цифровое поколение», отмечают ряд особенностей представителей  данного поколения и констатируют, что под влиянием информационных и коммуникационных технологий стиль мышления современных, так называемых, «цифровых аборигенов» претерпевает существенные изменения. Целью работы является показать как образование вынуждено реагировать на меняющиеся реалии социальной жизни и трансформировать свою деятельность под запросы и особенности стиля обучения «цифрового поколения». В данной статье авторы приводят методику использования некоторых аутентичных источников, которые не только способствуют исследованию, сравнению, противопоставлению и развитию знаний об изучаемом языке и культуре, но и помогают овладеть современной информацией по специальности, что чрезвычайно важно в обучении английскому языку для специальных целей. Результатом разработанной методики является рост мотивации у студентов совершенствовать владение иностранным языком, интерес к самостоятельной работе, развитие навыка самоконтроля, умения оценивать собственную деятельность в процессе обучения. Полученные результаты особенно актуальны для студентов неязыковых специальностей, так как достаточное количество абитуриентов неязыковых вузов имеют слабую языковую подготовку и недостаточное понимание необходимости применения иностранного языка как в профессиональной среде, так и в повседневном общении. Авторы статьи приходят к выводу что качество обучения иностранным языкам в высшей школе на текущем этапе непосредственно связано с внедрением новых цифровых технологий и использования их дидактического потенциала в образовательном процессе.

интернет, цифровые технологии, информация, высшее образование, коммуникационные технологии, мышление, компетенции, профессиональное образование.

Скачать

25-29

Е.И. Зарипова

МАСТЕРСКАЯ И СТУДИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен сравнительный анализ мастерской и студии как педагогических средств подготовки бакалавров педагогического образования. На основе изучения научных источников обобщены сущностные характеристики мастерской и студии как форм организации учебного процесса педагогического вуза и как способов его осуществления; обозначены особенности и ожидаемые результаты их применения при подготовке бакалавров в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС3 ++) по направлению 44.03.05 (педагогическое образование с двумя профилями подготовки), актуализированном на основе профессионального стандарта 01.001. В ходе теоретического анализа выявлено, что педагогическая мастерская предполагает работу с малой группой студентов в доверительной атмосфере активного диалогичного взаимодействия, с низкой степенью регламентации действий участников, с равной позицией всех. Сравнивая сущностные характеристики мастерской и студии в подготовке бакалавров педагогического образования выявлено, что студия - это место, где студент учиться наблюдать свой характер, познаёт свой потенциал, это способ познания, при котором происходит преобразование изученной педагогической теории, её творческое воплощение с учётом реалий и представлений современных студентов. Проведенный анализ возможностей мастерской и студии в аспекте индивидуализации подготовки бакалавров педагогического образования показал, что мастерская в большей степени ориентирована на конкретную практическую разработку и помогает студенту самоопределиться с предпочтениями в выборе содержания, способов, форм разрабатываемого продукта педагогической деятельности. Студия в большей степени способствует профессиональному осмыслению или переосмыслению педагогической позиции, развитию педагогического мышления. Практическим результатом исследования является подтверждение целесообразности применения мастерских и студий для решения образовательных задач по развитию группы универсальных компетенций будущих педагогов (системное и критическое мышление, командная работа и лидерство, коммуникация); группы общепрофессиональных компетенций (этические основы профессиональной деятельности, научные основы педагогической деятельности), группы профессиональных компетенций, связанных с предметным содержанием педагогической деятельности. Особую значимость эти педагогические средства имеют для развития субъективности и индивидуального творческого раскрытия студентов.

индивидуализация, мастерская, студия, субъективный опыт, субъективность, подготовка бакалавров, педагогическое образование.

 Скачать

30-34

О.В. Фрик

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Рабочая тетрадь представляет собой одно из важных предметно-знаковых средств обучения, получившее в современной системе образования общее признание как у преподавателей, так и у учащихся. Рабочие тетради по циклу учебных дисциплин стали составной частью методической системы обучения полной средней школы. При этом данный вид средств обучения пока не нашел широкого применения в профессиональной подготовке специалистов. Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании и проектировании рабочей тетради как дидактического средства для организации самостоятельной работы студента. Методологической базой исследования выступил компетентностный подход (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына). Теоретической базой исследования является концепция мыслительной деятельности, сформировавшаяся в отечественной науке (А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко,). Автор предлагает способствовать развитию мышления будущих специалистов через развитие мыслительных операций, поэтому каждое задание в рабочей тетради ориентировано на формирование той или иной мыслительной операции. В рабочей тетради должны быть задания на развитие всех мыслительных операций, тогда ее использование будет способствовать более полному и гармоничному развитию мышления студента. В данном исследовании нашли применение теоретические методы (анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности). Представлены результаты теоретического анализа работ педагогов по теме проектирования средств для организации самостоятельной работы студентов. Определены структурные компоненты рабочей тетради по психологическим дисциплинам. Представлены примеры заданий из рабочей тетради по дисциплине «Психология» (учебное пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов) для студентов всех направлений (программа подготовки бакалавра). В статье определены основные характеристики и составные части тетради, показано значение использования рабочей тетради в профессиональной подготовке бакалавров.

самостоятельная работа студента (СРС), компетентностный подход, рабочая тетрадь, дидактические средства, познавательная деятельность, мыслительные операции.

Скачать

35-40

М.А. Бабичев

ПЕРВИЧНАЯ ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Настоящее исследование направлено на изучение вопросов, связанных с трудовой адаптацией преподавателей вузов и развитием их профессиональных компетенций. В настоящее время вузам, работающим в условиях высокой конкуренции, необходимо максимально эффективно организовывать процесс профессионального развития преподавателей. Трудовая адаптация является одним из ключевых элементов процесса профессионального развития. Особого внимания требует первичная трудовая адаптация, так как развитие в данный период формирует квалификационные основы специалиста на последующих этапах профессионального становления. В качестве цели исследования автор статьи определяет уточнение понятия первичной трудовой адаптации для сферы деятельности преподавателя вуза. Данное уточнение необходимо в силу неоднозначности подходов к определению понятия адаптации, а также с отсутствием на практике отдельной категории первичной трудовой адаптации для преподавателя вуза. В статье проведен анализ определений понятия адаптация, приведены классификации трудовой адаптации и позиции различных авторов. В качестве основы исследования определено разделение процесса трудовой адаптации на первичную и вторичную. Базовым определением выбрана первичная трудовая адаптация. Для уточнения первичной трудовой адаптации преподавателя вуза, в статье используется ряд подходов: эволюционный, процессный и компетентностный. Использование каждого из подходов позволяет сформировать уточнение определения первичной трудовой адаптации преподавателя вуза в отдельной части исследуемого понятия. Комплексное применение подходов позволяет получить обобщенное определение, которое учитывает особенности сферы деятельности преподавателя вуза, специфичный характер трудовой адаптации в условиях отсутствия опыта трудовой деятельности, а также позволяет получить инструмент для эффективного управления персоналом в части разработки методов развития начинающих преподавателей в вузе в период первичной трудовой адаптации.

трудовая адаптация, эволюционный подход, процессный подход, компетентностный подход, профессиональные компетенции преподавателя вуза.

 Скачать

41-45

Т.П. Ковшова, Т.Б. Гакельберг

К ВОПРОСУ О ПРОГНОЗЕ ПРОЦЕНТНОЙ МАРЖИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

В статье представлены результаты оценки эффективности управления деятельностью коммерческого банка с акцентом на его процентную маржу в частности и процентную маржу банковского сектора Республики Казахстан в целом, сделан прогноз на 2019 год чистого процентного дохода и чистой процентной маржи, как банка, так и банковского сектора. Цель исследования – изучить эффективность управления деятельностью коммерческого банка посредством факторного анализа. Объект исследования Дочерний Банк Акционерное Общество «Альфа-Банк» как элемент банковского сектора Республики Казахстан. Методы исследования: общефилософские, экономического, финансового, статистического анализа, эконометрические (моделирование и прогнозирование). Источники информации: материалы сайта Национального банка Республики Казахстан [1] и материалы корпоративного сайта объекта исследования [2] в том числе данные аудированной консолидированной финансовой отчётности банка за  2016, 2017, 2018 годы.[3]. Мерилом эффективности банковского дела всегда выступала процентная маржа, которая показывает размер экономической добавленной стоимости и эффективности управления спрэдом. Интегральный финансовый анализ позволяет получить наиболее углубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей, какими являются чистый процентный доход банка и процентная маржа. Сущность многофакторного экономико-математического моделирования состоит в том, что прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения от системы определённых факторов, также выраженных количественно.

В результате исследования авторы приходят к выводу, что реализуемая объектом исследования по состоянию на 01.01.2019 года инвестиционная политика умеренно эффективная, а инвестиционная привлекательность достаточная, судя по вкладу в экономику Республики Казахстан. А также потому, что все факторы процентной маржи банка за последние 12 лет росли под углом 45 градусов в двумерной модели, подтверждая верную реализацию стратегии и гарантируя инвестиционную привлекательность объекта исследования по состоянию на 01.01.2019 года. Сделан вывод о том, что регулятору в лице Национального банка Республики Казахстан необходимо отслеживать темпы роста активов банков, приносящих доход (нетто), чтобы добиться роста процентной маржи банковского сектора в 2019 году. Прибегая к надзорным инструментам в виде проверок качества кредитных операций и ссудного портфеля, чтобы снизить поглощение чистой прибыли коммерческих банков провизиями по плохим кредитам, а также нормотворческими инициативами по ограничению выдачи коммерческими банками потребительских кредитов лицам с низкими доходами.

коммерческий банк, банковский сектор, чистый процентный доход, процентная маржа, факторный анализ, прогноз

 Скачать

46-52

Г. И. Кольке

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В условиях жесткой конкуренции предприятия для поддержания своей конкурентоспособности проводят оценку своих внутренних ресурсов. Автор отмечает, что особое внимание уделяется исследованию интеллектуально-производственных ресурсов предприятий, которые дают возможность занимать предприятиям лидирующие позиции на рынке.

Методологическое обоснование исследований занимают центральное место развития любой науки. Научный уровень методологии позволяет раскрыть проблему, сформировать принципы и методы исследования. Методологические подходы конкретного научного уровня отражают специфику исследования в определенной научной дисциплине и представляют собой совокупность процедур, обеспечивающих получение достоверной информации, позволяющей создать целостную картину изучаемого явления.

Несмотря на то, что в источниках экономистами предложены методы оценки интеллектуального капитала или интеллектуальной собственности предприятия, оценке интеллектуально-производственного ресурсов связанных с процессом воспроизводства, как составляющей интеллектуально-производственного потенциала не уделено достаточного внимания. Автором, в данной работе, представлены особенности интеллектуально-производственных ресурсов предприятия, а также предложена методология исследования интеллектуально-производственного потенциала машиностроительного предприятия, заключающаяся в системной оценке производственных возможностей предприятия. Проведенный анализ методов оценки производственного потенциала предприятий позволил отметить их недостатки. Автор отмечает, что при определении оптимального метода оценки возможностей интеллектуально-производственных ресурсов необходимо соблюдение определенных принципов. Проведение комплексной оценки интеллектуально-производственных ресурсов требует постоянного их мониторинга с применением SWOT–анализа, позволяющего анализировать внутреннее состояние отстающих субъектов, влияние положительных и отрицательных внешних факторов, влияние внешней среды с выделением соответствующих возможностей и рисков, а также сформировать основные направления и рекомендации повышения эффективности использования производственных возможностей машиностроительного предприятия.

методология, машиностроение, интеллектуально–производственный потенциал, производственные ресурсы, эффективность производства, SWOT–анализ

 Скачать

53-59

Н.В. Пузина, Ю.Н. Ан, Н.Ю. Симонова

МЕСТО РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ

Предметом исследования настоящей работы является мировой рынок нефти и нефтепродуктов. Целью работы выступает анализ динамики и структуры мирового рынка нефти. Методы исследования, применимые в работе, - статистический анализ и сравнительный анализ. К основным результатам можно отнести следующее. В работе проведен анализ ключевых показателей мирового рынка нефти: проанализированы запасы нефти, показана структура добычи нефти по странам и структура потребления нефти по странам, приведено соотношение производства и потребления нефти по странам, проанализирована структура мирового экспорта и импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Авторы изучили большие массивы статистических данных в целях описания рынка как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Сначала были проанализированы запасы нефти, затем проанализирована страновая структура добычи и потребления нефти, также выделено место России на рассматриваемом рынке. Все источники литературы, используемые в работе, - иностранные; статистические данные взяты из отчетов международных организаций и крупнейших компаний-производителей нефтепродуктов. В качестве результата исследования был получен вывод о том, что на долю России приходится значительная доля объема запасов нефти, добычи нефти и ее экспорта, при этом Россия значительно уступает развитым странам по показателю потребления нефти внутри страны. Результаты исследования могут быть использованы в учебной работе преподавателей, а также в качестве рекомендаций органам государственной власти при разработке вопроса изменения сырьевой структуры экспорта нашей страны.

рынок нефти, нефть, нефтепродукты, нефтедобывающие страны, ОПЕК, экспорт нефти, импорт нефти.

 Скачать

60-69

 И. В. Руденко

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОМПАНИИ

В статье рассмотрены теоретико-методологические аспекты организационного развития компании в современных условиях. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию в организационном развитии в концепции стратегических изменений на основе оценки организационных изменений компании через призму двух подходов к организационным стратегическим изменениям теории Е и теории О.  Предмет исследования: технология организационного развития. К используемым методам исследования относятся: эмпирический, анализа и синтеза, аналогий, абстрагирования, сравнения и обобщения. В статье раскрыты современные подходы к содержательной характеристике развития организации, представлена авторская трактовка. Организационное развитие рассмотрено как часть развития компании, выделены точки зрения российских и зарубежных авторов. Автором предложено раскрывать содержание организационного развития в концепции стратегических изменений.  Представлены подходы к характеристике методов организационного развития.   В статье выделены направления организационного развития, сложившиеся в практике управления. Систематизированы концепции организационного развития, сделан вывод о необходимости реализации в практике управления технологии организационного развития в концепции стратегических изменений в компании. Автор предлагает рассматривать технологию организационного развития через призму моделей организационных изменений теории Е и теории О по сформированным параметрам организационного развития: суть, цель, степень формализации, функции, элементы, формы и  модели управления,  подходы  к управлению. Предложена модель организационного развития в концепции стратегических изменений, включающая:  планирование развития и изменений, организационные ценности управления, стратегия организационного развития, которые раскрыты через стадии развития организации в простейшей модели и на основе теории Е и О. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости трансформации организационного развития в концепции стратегических изменений от экономической модели управления к модели ценностного управления в практике российских компаний.

организационное развитие, теория Е и О, организационные ценности управления, стратегия развития

 Скачать

70-76

Е.В. Сухостав

Процесс управления омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли

В условиях усложняющейся рыночной среды возникают новые маркетинговые инструменты, которые приводят к развитию новых современных концепций маркетинга, что в целом оказывает влияние на процесс управления маркетингом. В статье рассмотрен вопрос формирования и реализации концепции омниканального маркетинга и, как следствие, возможные этапы процесса управления омниканальным маркетингом для организаций розничной торговли. В ходе работы проведен анализ взглядов разных авторов на процесс управления омниканальным маркетингом. В результате чего сделан вывод об отсутствии единства подходов в рассматриваемой области, а также об отсутствии последовательных этапов управления омниканальным маркетингом. С одной стороны, это связано с низкой изученностью вопроса, с другой – с различным состоянием компаний на момент перехода к концепции омниканального маркетинга. Автор статьи предлагает представить процесс управления омниканальным маркетингом в виде последовательных этапов, разделенных на аналитическую, организационную и технологическую части, где каждой соответствует определенное направление работы: исследование поведения потребителя в целом и формирование технологии выбора различных категорий товаров потребителем в частности; выстраивание глубинной интеграции офлайн- и онлайн-каналов коммуникации и сбыта, ценовой политики, программы лояльности, категорийного менеджмента, маркетинговой логистики на базе ценностей бренда торговой организации; формирование технологической основы в виде IT-платформы и CRM-системы. Предложенная автором статьи структурная схема этапов процесса управления омниканальным маркетингом учитывает основные элементы омниканальности, выделенные в статье, а также позволяет последовательно реализовывать рассматриваемую концепцию маркетинга.

омниканальность, омниканальный маркетинг, маркетинговая концепция, управление маркетингом, маркетинг в торговле, розничная торговля.

 Скачать

77-81

Б.Г. Хаиров, А.М. Куничкин, А.А. Бердов

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ЕАЭС

В данной работе уделяется внимание структуре и особенностям трансграничных финансовых потоков государств-членов Евразийского экономического союза, а также описываются основные препятствия для развития межгосударственного экономического сотрудничества в рамках рассматриваемого интеграционного объединения. В качестве основной цели работы стоит выделить полноценный анализ существующих видов, типов и направлений трансграничных финансовых потоков между странами-участницами Евразийского экономического союза. В ходе работы авторами было выявлено, что на долю российских компаний приходится более 78% вывоза прямых иностранных инвестиций – они являются крупнейшими экспортерами капитала в страны Евразийского экономического союза, далее следуют Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан; также немаловажным остается выявленный факт, что трансграничные денежные переводы между физическими лицами сегодня являются одной из главных форм экономического интеграционного взаимодействия государств объединения. В процессе изучения статистики валютной структуры платежей по экспорту и импорту товаров и услуг между государствами-членами Евразийского экономического союза было определено, что менее четверти взаимных торговых расчетов стран-участниц объединения обслуживается признанными резервными валютами (долларом, евро и другими), тогда как более 75% представлено национальными валютами, среди которых доминирующую роль играет российский рубль, а другие валюты, как было отмечено ранее, остаются менее востребованными. Авторами обозначены основные препятствия для межгосударственного экономического сотрудничества, которые можно разделить на экономические, политические и юридические. На основе проведенного в работе анализа был сформулирован список предложений для дальнейшего поступательного развития института трансграничных финансовых потоков в Евразийском экономическом союзе. Часть рекомендованных мер по укреплению и расширению трансграничных финансовых потоков могут быть реализованы в краткосрочном периоде, в то время как другая часть необходимых преобразований требует более долгосрочных и фундаментальных изменений. Методами проведения исследования послужили анализ, сравнение и обобщение. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных ассигнований в рамках выполнения государственного задания Финансовому университету при Правительстве РФ.

макроэкономика, трансграничные финансовые потоки, Евразийский экономический союз, торговля, инвестиции, финансовый капитал.

 Скачать

82-86