Приёмная комиссия: +7 (3812) 26-54-99
Приёмная ректора: +7 (3812) 62-59-89

01/04 №1(29) 2019

Скачать номер

 

Содержание

№ 1 (29) за 2019 г.

 

 

Автор

Название

Аннотация

Ключевые слова

Текст статьи

Страницы

 

О.В. Анохина,

Н.Б. Гребенникова,

Ю.Е. Кайгародова

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО И ПРАВОВОГО НАПРАВЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В своей статье авторы анализируют методику применения инновационных образовательных технологий при подготовке специалистов социального и правового направлений в контексте компетентностного подхода. Центральным объектом исследования является личностно-ориентированная парадигма, которая отличается тем, что преподаватель выступает не только как транслятор предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник профессионального становления студентов.

Актуальность данного исследования объясняется тем, что компетентностный подход в профессиональном образовании характеризуется необходимостью изменения и коррекции в соответствии с новыми образовательными стандартами, а владение инновационными образовательными технологиями является составляющей компетентности преподавателя.

Также авторами исследуется технология коллективной мыследеятельности, которая представляет собой непрерывный процесс управления развитием потребностей и способностей студентов. Авторы полагают, что основная идея при реализации данной технологии состоит в активном взаимодействии преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой на уровне их потребностей и способностей с опорой на жизненный и профессиональный опыт.

Несомненным плюсом статьи является исследование авторами эффективности применения рефлексивной технологии в деятельности юридической клиники. В качестве базы для исследования авторами выбрана юридическая клиника Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Авторы считают, что успешное применение рефлексивной технологии в деятельности юридической клиники определяется качественным анализом отзывов клиентов и рефлексии студентов.

В заключении авторы статьи делают вывод о том, что рассмотренные в исследовании технологии могут быть активно использованы при организации деятельности юридической клиники.

образовательные технологии, личностно-ориентированная парадигма, компетентностный подход, рефлексивная технология, юридическая клиника

Скачать

5-10

И.Г. Багно

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

В данной статье рассматриваются общетеоретические основы методики преподавания в вузе. Раскрывается смысл понятий метод, методология, методика. Рассматривается соотношение понятий методика преподавания, методика преподавания в вузе, методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Автор считает, что любая педагогическая теория является продуктом определенной культуры и общества. Одна теория может иметь универсальное значение. Другая теория может быть ограничена условиями места и времени. Это значит, что в изменившихся условиях, ее использование не приведет к ожидаемому эффекту.

Целью написания статьи является выявление общетеоретических основ методики преподавания, обеспечивающих эффективность обучения социально-гуманитарным дисциплинам в вузе.

Автор использует метод восхождения от абстрактного к конкретному, индуктивно-дедуктивный метод, системный метод и метод сравнения.

Результаты и выводы. Выявлены общие трудности процесса обучения социологии. С ними сталкивается как преподаватель, так и студент. Указаны причины возникновения трудностей.

Названы методики их преодоления, а также методики формирования общекультурных компетенций. Это выполнение творческих заданий в мини-группах по составлению ментальной карты, индивидуальных заданий по контрфактическому моделированию. Это проведение фокус-группы на практических занятиях. Студент на практике изучает конкретный метод эмпирического исследования. Он является непосредственным его участником. Тема фокус-группы должна напрямую отражать интересы студентов. Например, «Адаптация студентов…к учебному процессу в…».

Область применения полученных результатов: преподавание социальных и гуманитарных дисциплин в вузе.

метод, методика, методология, методика преподавания, социально-гуманитарные дисциплины, контрфактическое моделирование, ментальная карта

Скачать

11-15

С.Н. Голерова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»)

Цель настоящего исследования – выявление эффективных педагогических условий развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. В задачи исследования входит рассмотрение: 1) понятия «познавательная активность»; 2) модели развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку; 3) технологий, способствующих развитию познавательной активности. В статье применяется личностно-деятельностный подход, который позволяет рассматривать познавательную активность как интегративное качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией и стремлением к успешному профессиональному общению на иностранном языке, проявляющееся в деятельности и выражающееся в стремлении к самообразованию. Определяются структурные компоненты познавательной активности (мотивационный, когнитивный, деятельностный); рассматриваются особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, как процесса изучения иностранного языка, обусловленного запросами и требованиями профессиональной деятельности и профессиональными интересами будущих специалистов. Предлагается модель развития познавательной активности, включающая несколько блоков: целевой, содержательный, деятельностный и результативный блоки. Описываются примеры реализации методик и технологий на примере дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Исследование проводится на основе общенаучных методов анализа, синтеза и обобщения. Автор приходит к выводу, что эффективность развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения обеспечивается целенаправленными организационно-педагогическими условиями: использованием методик и технологий развития иноязычной профессиональной компетенции, которые предполагают овладение практическими умениями, формирование профессиональных и личностных качеств студентов и демонстрацию образцов профессиональной деятельности. Статья может быть полезна для преподавателей иностранного языка как языковых так и неязыковых факультетов, а также для организации процесса профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на различных дополнительных программах и курсах.

познавательная активность студентов, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, организационно-педагогические условия

Скачать

16-21

С.И. Десненко,

Н.В. Кононенко,

Г.Д. Тонких,

Ю.С. Токарева

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Статья посвящена роли математического моделирования в формировании профессиональных компетенций магистрантов направления «Педагогическое образование» физико-математической направленности. Актуальность исследования обусловлена введением в действие актуализированного федерального государственного образовательного стандарта высшего образования уровня магистратуры с учетом профессиональных стандартов. Метод математического моделирования рассматривается как один из основополагающих современных методов познавательной деятельности в педагогическом проектировании. Изучение методов математического моделирования направлено на формирование профессиональных компетенций, связанных со способностью проектировать содержание и учебно-методическое сопровождение предметов физико-математического цикла. Для формирования профессиональных компетенций, связанных с математическими методами и моделями, предлагается как выделение отдельной дисциплины в учебном плане подготовки магистранта, так и включение элементов математического моделирования в различные дисциплины. В работе также рассмотрены некоторые методические аспекты обучения математическому моделированию и представлена роль математического моделирования в развитии познавательной деятельности с использованием знаково-символических средств. Изучение магистрантами элементов математического моделирования будет способствовать освоению сути проектирования процесса обучения математике, используя рассмотренные модели и специфику математического содержания, в том числе отбирать инструментарий и методы для организации различных видов деятельности обучающихся при освоении программ обучения математике, физике и информатике. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании образовательных программ высшего образования направления «Педагогическое образование» физико-математической направленности для подготовки компетентностного выпускника магистратуры, который способен выходить за рамки своей профессии, обладать абстрактным и нестандартным мышлением, а также творческим потенциалом саморазвития.

математическое моделирование, магистратура, педагогическое образование, физико-математическая направленность, профессиональные компетенции

Скачать

22-25

И.Ю. Лавриненко,

Н.В. Кушнарёва

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье исследуется проблема низкой мотивации студентов к изучению иностранного языка, анализируется опыт применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в Омском государственном университете путей сообщения. Предложенная балльно-рейтинговая система рассматривается как один из методов повышения мотивации в процессе изучения иностранного языка у студентов технического / неязыкового вуза. Разработанная авторами система используется на кафедре русского и иностранного языков более 7 лет. Предметом научной статьи является анализ причин низкой успеваемости студентов и условий для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Авторами были рассмотрены цели, поставленные перед преподавателем иностранного языка согласно программе по предмету «Иностранный язык», основные причины слабой успеваемости студентов по предмету в техническом вузе. В статье изложены основные положения, правила и принципы разработанной авторами балльно-рейтинговой системы, базирующейся на кредитной оценке, непосредственно связанной с учебной трудоёмкостью дисциплины, на индивидуальном подходе и степени усвоения материала, и не зависит от успеваемости других студентов; подробно рассмотрены основные виды работ по дисциплине, которые оцениваются согласно балльно-рейтинговой системе. Результатами разработанной системы стали повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка, а также качества усвоенных умений и навыков по дисциплине; непрерывный контроль успеваемости и корректировка работы студента в течение семестра как преподавателем, так и обучающимся. Полученные результаты применения предложенной балльно-рейтинговой системы могут быть применены в практике преподавания иностранного языка в вузе.

мотивация студентов, балльно-рейтинговая система, уровень владения иностранным языком, критерии оценивания

Скачать

26-31

А.В. Орлова,

Н.Н. Савельева,

Т.Л. Денисова

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В данной статье анализируются современные лингвометодические основы обучения иностранным языкам с учетом компетентностного подхода на принципах билингвизма и поликультурности, базирующихся на диалоге национального и общечеловеческого. Рассмотрен один из аспектов речевой деятельности — чтение, его виды, а также особенности речевого этикета на занятиях иностранным языком в неязыковом (техническом) вузе.

Выделяются принципы развития образовательной среды на основе идей билингвальности и поликультурности, базирующихся на диалоге национального и общечеловеческого. Дается обзор источников по названной тематике как на русском, так и на английском языке. Подробно рассматривается чтение как важнейший фактор профессионально-ориентированного изучения иностранного языка и его основные виды: просмотровое и поисковое.

В соответствии с рекомендациями ведущих зарубежных и отечественных методистов в этой области предлагается особое внимание уделить речевому общению преподавателя со студентами на занятиях иностранного языка, куда включается, помимо собственно языковой коммуникации, целый ряд различных невербальных средств, таких, как жесты, мимика, улыбка, поза, взгляд, одежда, украшения, в целом внешний вид и многое другое.

Немаловажными факторами также являются виды взаимодействия на занятии и управление группой обучающихся в различных контекстах преподавания. Следует начинать процесс обучения с анализа ситуации и потребностей обучающихся. Помимо методических советов, которые широко представлены в статье, преподавателям английского языка в неязыковом вузе рекомендуется шире применять в своей педагогической практике сочетание различных инновационных и проверенных традиционных подходов, творчески их преломляя в своей профессиональной деятельности.

лингвометодические принципы, билингвальность, поликультурность, анализ потребностей, потребности, речь, управление классом, невербальные средства общения.

Скачать

32-36

Н.Л. Аширбагина,

А.И. Ковалев,

О.В. Фрик

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предоставление государственных и муниципальных услуг населению является первичной функцией в деятельности органов государственного и муниципального управления. Согласно действующему законодательству под государственными услугами понимаютуслуги, предоставляемые человеку в месте его проживания или вблизи от него. Граждане желают получить высококультурное обслуживание, соответствующее правовым и этическим нормам, существующим на сегодняшний день в Российской Федерации.Именно по качеству оказания публичных услуг граждане оценивают эффективность деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления. Авторы отмечают, что на сегодняшний день нет однозначного и устоявшегося определения понятия «качество услуги». Граждане, обращаясь в органы государственного управления, зачастую встречаются с различными нарушениями, в том числе и с нарушениями норм профессиональной этики. В современных социальных условиях профессиональная этика должна объективно способствовать эффективному выполнению задач, поставленных перед государственными служащими.Именно в профессиональной этике государственных служащих конкретизируются моральные ценности, адаптируются этические принципы к такой специфической сфере деятельности, как оказание государственных услуг населению.Органы государственного управления несут ответственность за обеспечение предоставления этих услуг.Предоставление государственных и муниципальных услуг нуждается в дальнейшем совершенствовании. В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы оптимизации организационных условий предоставления государственных услуг. Авторами проанализированы работы современных ученых, посвященных вопросам оптимизации организационных условий предоставления государственных услуг населению в Российской Федерации. На основе проведенного анализа сделаны соответствующие выводы и сформулированы рекомендации по оптимизации организационных условий предоставления государственных услуг населению в Российской Федерации.

государственные услуги, качество услуги, государственная служба, местное самоуправление, профессиональная этика

Скачать

37-41

К.П. Генералов

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ВТОРИЧНОГО ЖИЛЬЯ С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ

В статье представлен анализ энергоэффективной модернизации и реконструкции вторичного жилья с позиции социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Целью работы является обоснование необходимости повышенияэнергоэффективностивторичного жильякак одного из наиболее значимых проблем в повышении экономической эффективности регионов и страны в целом. Рассмотрены ключевые элементы модернизации жилья, на основе которых авторомвыявлено, что в нашей странепрактически отсутствуют меры по реализации жилья с нулевым потреблением энергии и,в том числе,отсутствует реализация пассивных домов. Ввиду этого, в статье рассмотрен опыт зарубежных стран мира, на основе которого представлен анализ модернизации вторичного жилья и постройки нового энергоэффективного жилья. Несмотря на все сложности в этой связи выявлено, что в нашей стране все-таки реализованы некоторые проекты по энергоэффективной постройке жилья, характерные особенности которых также отражены в данной статье. Результатом представленного в статье анализа является выявленный ряд проблем, препятствующих подобной реконструкции, которые позволили автору также провести анализ соотношения состояния вторичного жилья и мероприятий по повышению социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Выявлены наиболее подходящие пути решения проблем при энергоэффективной модернизации вторичного жилья. Автор статьи пришел к выводу, что решение проблем, непосредственно касающихсяэнергоэффективой модернизации вторичного жилья, являются наиболее значимыми с позициисоциально-экономического развития регионов, потому как решение именно этих проблем будет способствовать достижению устойчивого развития регионов нашей страны.

энергосбережение, вторичное жилье, энергоэффективная модернизация, энергоресурсы, социально-экономическое развитие, повышение энергоэффективности

Скачать

42-46

Г.И. Кольке

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА

В статье рассмотрены проблемы, влияющие на достижение стратегических целей предприятия. Цель работы – разработка модели формирования конкурентных преимуществ организации в контексте ресурсного подхода. Для этого рассмотрены различные подходы зарубежных исследователей в области стратегического управления организациями, которые можно использовать в российской практике. Учитывая важность формирования конкурентных преимуществ организаций, на основе исследования отмечены несколько подходов, в том числе ресурсный подход, как доминирующий в мировой теории и практике стратегического управления.

Автор отмечает практическую значимость ресурсной модели, которая заключается в том, что конкурентное преимущество компании создается не только на основе ее способности собрать и использовать нужную комбинацию ресурсов, но и посредством постоянного развития существующих ресурсов и способностей и создания новых, в ответ на быстрые изменения ситуации на рынках.

По мнению автора, особое место в процессе достижения и укрепления конкурентных преимуществ предприятия принадлежит интеллектуально-производственным ресурсам (ИПР) предприятия. Автор дополнил классификацию производственных ресурсов составляющими ИПР – компетенциями и динамическими способностями. Данное дополнение обосновано тем, что без компетенций невозможно слияние производственного процесса с возможностями предприятия, а динамические способности (гибкость предприятия) показывает способность предприятия реагировать на изменения во внешней среде, тем самым проводить реорганизацию производственного процесса под требования потребителя.

Для выявления сущности интеллектуально-производственных ресурсов в обеспечении конкурентоспособности предприятия они были рассмотрены с разных сторон. В результате автором был Уточнен состав интеллектуально-производственных ресурсов организации, играющих главную роль в формировании конкурентных преимуществ организации.

При разработке схемы формирования конкурентных преимуществ организации с точки зрения ресурсного подхода учитывалось влияние внешних и внутренних факторов. Подчеркнута необходимость внешней и внутренней гибкости при осуществлении управления предприятием. Показана возможность синергетического эффекта при взаимодействии интеллектуально-производственных ресурсов и дополнительных ресурсов предприятия, а также усиление эффекта при дополнении вышеуказанных ресурсов компетенциями в сочетании с внутрифирменными особенностями организации.

ресурсная концепция, стратегическое планирование, машиностроение, ресурсы организации, компетенции, конкурентоспособность

Скачать

47-52

А. Г. Пилюгина,

Л. В. Трункина

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

Статья отражает основные результаты анализа развития рынка недвижимостис учетом текущих изменений в Федеральном Законе «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 1 июля 2018 года № 214-ФЗ (далее – ФЗ-214), который регулирует строительство жилых многоквартирных домов в России по договору долевого участия.

Целью данной статьи является анализ и выявление перспектив развития российского рынка недвижимости в условиях изменяющейся законодательной базы, регулирующей долевое строительство многоквартирных жилых домов.

Предметом исследования в статье является процесс изменения в законодательной базе, регулирующей долевое строительство в Российской Федерации.

В современном мире недвижимость имеет огромное значение в жизни общества. Одним из способов удовлетворения потребности физических и юридических лиц в недвижимости является их долевое участие в строительстве жилых домов и иных объектов недвижимости. В настоящее время все больший резонанс вызывают проблемы в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, оказывающие влияние на рынок недвижимости и приобретение квартир гражданами по договорам долевого участия. Тема данной статьи выбрана для изучения обусловленности этих проблем и возможных путей их решения.

В данной работе был проведен анализ нормативно-правовых документов о долевом строительстве в Российской Федерации, поиск проблем, связанных с изменениями в законодательстве, исследование возможных путей решения развития российского рынка недвижимости с точки зрения правовых нововведений в долевом строительстве. Методологическую основу исследования для данной статьи составили общенаучный, логический, системно-структурный и сравнительно-правовой методы.В ходе исследования была использована литература современных специалистов в области экономики по вопросам строительства жилья, таких как С.Р. Лебедева, Е.В. Чугунова, К.С. Авакян, А.П. Суходолов, Т.И. Кубасова, С.А. Велесевич и др. Опираясь на работы данных авторов, включающие исследования проблем долевого строительства, вопросов защиты прав дольщиков и мошенничества в данной сфере, были выявлены основные экономико-правовые аспекты развития российского рынка недвижимости. В данной области исследования необходим детальный анализ поправок в законодательной базе о долевом строительстве, чтобы выявить основные тенденции развития рынка новостроек и возможные угрозы в этом аспекте и спрогнозировать последствия данных поправок, которые ранее не были изучены. Данная статья содержит новые решения данного вопроса с точки зрения выгоды для всех участников долевого строительства в России. Результатом данной статьи является систематизация и оценканововведений в законах о долевом строительстве, прогноз возможных последствий развития рынка недвижимости в аспекте данных поправок.

строительная отрасль, рынок недвижимости, строительство жилья,экономика долевого строительства, девелопмент, долевое строительство, жилая недвижимость, дольщики, договор долевого участия, правовое регулирование долевого строительства

Скачать

53-57

Р.Г. Смелик,

А.В. Боженкова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА УРОВНЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье представлена авторская точка зрения на трактовку понятия «экономическая безопасность бизнеса» на уровне региона. В основе понятия лежит способность региона защиты от внутренних и внешних угроз. Результаты высокого уровня экономической безопасности региона, по мнению авторов, являются благоприятные условия для развития бизнеса, обеспечение стабильности экономики региона и реализация стратегии его экономического развития. Авторами исследованы условия развития экономки Омской области и представлена развернутая характеристика базовых сценариев реализации стратегии экономического развития. Сценарий «Базовый» предусматривает значительное развитие и рост основных приоритетных кластеров: нефтепереработки и химии; агропищевого; высокотехнологических компонентов и систем; лесопромышленного. Сценарий «Сибирский лидер роста» предполагает значительный рост экономики Омской области за счет привлечения отечественных и зарубежных инвесторов и высокопрофессиональных специалистов. Сценарий «Трансформация» предполагает умеренный рост экономики Омской области. Сценарий «Борьба за выживание» предполагает незначительный рост и допускает режим стагнации экономики Омской области. Авторы статьи выделили и систематизировали четыре основные внешние угрозы экономической безопасности. Кроме этого, в статье описаны и проанализированы двенадцать внутренних угроз экономической безопасности Омской области. Авторами предпринята попытка дополнить перечень реальных внутренних угроз шестью потенциальными угрозами. По мнению авторов, их необходимо классифицировать как вызовы экономической безопасности Омской области. На основании анализа авторы делают вывод о необходимости рассмотрения вопросов экономической безопасности Омской области, как приоритетных в экономическом развитии.

Целью исследования является выявление внутренних и внешних угроз экономической безопасности Омской области. Задачами исследования выступают: авторская трактовка понятия «Экономическая безопасность бизнеса» на уровне региона; выделение внешних угроз экономической безопасности Омской области; систематизация внутренних угроз экономической безопасности Омской области; определение влияния уровня экономической безопасности на реализацию стратегии развития Омской области.

Методы исследования: содержательный анализ основных документов в области экономической безопасности; анализ статистических данных, реализуемых стратегией развития; системный анализ взаимосвязи показателей экономической безопасности и реализуемых стратегий экономического развития.

Результаты исследования: выделены основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности Омской области; доказана взаимосвязь уровня экономической безопасности с реализуемыми стратегиями экономического развития Омской области.

экономическая безопасность; регион; региональная экономика; угрозы безопасности; вызовы безопасности; стратегия развития региона

Скачать

58-61

Т.С. Сусикова,

Н.Р. Арбузина

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Актуальность проведенного исследования обусловлена меняющимися потребностями населения и современными социально-экономическими условиями. Статья посвящена выявлению проблем и тенденций развития материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта, которая представлена многочисленными разнообразными физкультурно-спортивными сооружениями. Проведен количественный анализ физкультурно-спортивных сооружений в нашей стране и в муниципальном образовании. В целом по стране и в городе наблюдается тенденция прироста количества спортивных сооружений в основном за счет строительства открытых плоскостных сооружений, не требующих значительных инвестиций. Параллельно с приростом плоскостных сооружений увеличивается доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Это достигается путем реализации программ развития массового спорта и привлечения внебюджетных финансовых ресурсов. Строятся объекты городской и рекреационной инфраструктуры в местах массового отдыха или по месту проживания.

В ходе анализа было выявлено, что подавляющая часть функционирующих физкультурно-спортивных сооружений находятся на балансе муниципалитетов, что затрудняет их эксплуатацию, ремонт или модернизацию в силу ограниченности бюджетов. Отмечаются диспропорции в обеспеченности регионов спортивными сооружениями и их единовременной пропускной способности. Это связано с плотностью пнаселения, национальными традициями, ценностными ориентациями и т.д.

Единовременная пропускная способность функционирующих в городе физкультурно-спортивных сооружений в разы превышает нормативы. Необходима модернизация имеющихся объектов спорта в общеобразовательных учреждениях, спортивных школах, клубах для детей и молодежи.

Результаты исследования могут быть использованы в работе органов государственной власти и учреждений, чья деятельность непосредственно связана с физической культурой и спортом.

физическая культура и спорт, отрасль, физкультурно-спортивные сооружения, материально-техническая база, инфраструктура

Скачать

62-66

В.А. Брилёва

ЗАЩИТА ПРАВ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье анализуются элементы национального механизма защиты прав людей с инвалидностью. Проблема исследования: в Республике Беларусь отсутствует эффективный механизм защиты прав людей с инвалидностью. Цель исследования – повысить эффективность юридического механизма защиты прав людей с инвалидностью. Республика Беларусь взяла обязательства по защите прав людей с инвалидностью, ратифицировав в 2016 году Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. В то же время национальная правовая система не обеспечивает эффективную защиту прав людей с инвалидностью. Внутригосударственные механизмы защиты (административный и судебный способы) не акцентированы, не сфокусированы исключительно на защите прав личности. Следовательно, целесообразно не только модернизировать существующие механизмы защиты, устранить барьеры, но и создать институт омбудсмана, защищающий права людей с инвалидностью. В статье на основе анализа ряда определений института омбудсмана формулируется авторская дефиниция института, опирающаяся на его сущностные характеристики. Автор формулирует и отвечает на два исследовательских вопроса: «Какой должен быть омбудсмановский план для Беларуси?», «Какова концепция института омбудсмана Беларуси?». Статья посвящена обоснованию и разработке концепции специализированного института омбудсмана, который будет объединять четыре направления деятельности: права людей с инвалидностью; право на свободу религиозных убеждений; права детей; ограничения в реализации прав, обусловленные возрастом. Автор указывает на необходимость ратификации Республикой Беларусь Факультативного протокола к Конвенции ООН по правам инвалидов, что позволит людям с инвалидностью реализовать единственный доступный международный специализированный механизм по защите своих прав.

права людей с инвалидностью, национальные механизмы защиты, административный способ, судебный способ, институт омбудсмана

Скачать

67-70

Г.В. Елисеева,

А.А. Чунихин

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассмотрены государственно-правовые аспекты построения трансгуманистического государства в современном мире. Авторами сформулированы основные принципы построения подобных государств, исследованы основы функционирования обществ на подобной основе. Также в статье проанализирована конструктивная критика трансгуманизма российскимиисследователями. Авторы статьи не соглашаются с подобными мнениями, приводя разумные доводы в защиту трансгуманизма.

В своем исследовании авторы выдвигают гипотезу о том, что возможными формами трансгуманистического государства должны стать ноократия, то есть вид политического устройства, основанный на приоритете человеческого разума, либо меритократия - принцип управления, согласно которому высокие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. В статье также проводится сравнительный анализ данных форм политического устройства и делается вывод о том, что наиболее реальной и предпочтительной для современных государств является именно меритократия. Авторы исследуют пример Сингапура – единственной на данный момент страной, провозгласившей режим политической меритократии и приходят к выводу о том, что реализованная в стране действенная система подбора и обучения чиновников на различных уровнях имеет перспективы применения не только на территории Сингапура, но и в других странах, в том числе и в России.

В заключении авторами делается вывод о том, что современным государствам необходима реструктуризация, ведь попытки перейти на рациональный подход в управлении уже успешно осуществляется в некоторых странах. Передовым державам, по мнению авторов статьи, важно сделать правильный выбор в сторону быстрых темпов развития технологий и оптимального управления всеми сферами за счет компетентных и высоко интеллектуально развитых индивидуумов общества.

трансгуманизм, ноократия, меритократия, государство, политический режим, политическая элита, научно-технический прогресс

Скачать

71-75

Г.Е. Москаленко

ИДЕЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ С. А. КОТЛЯРЕВСКОГО

Статья посвящена анализу идеи правового государства в политико-правовом учении выдающегося российского либерального правоведа начала XX века – Сергея Андреевича Котляревского. В частности, освещается взгляд на происхождение государства, проводится анализ соотношения правового и конституционного государства, а также выделяются и рассматриваются признаки правового государства.

Цель работы – проанализировав политико-правовую доктрину С. А. Котляревского, раскрыть сущность идеи правового государства, определить и рассмотреть признаки правового государства. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. При подготовке работы применялись общелогические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Также применялись частнонаучные методы: хронологический, проблемный, историко-сравнительный, системно-структурный, формально-юридический и метод сравнительного правоведения.

Под давлением насилия инстинкт личного и коллективного самосохранения побуждает народ к стремлению построения государства на правовых началах, являющихся выражением общественного сознания. Начальный путь к правовому государству лежит через организацию конституционализма. Идея конституционализма реализуется в закрепленной в законе возможности влияния народа на ход политической жизни путем учреждения представительных органов. К признакам конституционного государства следует отнести народный суверенитет, разделение властей, а также закрепление в законе прав и свобод человека. В частности, требуют закрепления такие основополагающие права, как право на свободу, собственность, безопасность, сопротивление насилию, неприкосновенность личности, а также свобода мысли, слова, совести, печати и собраний. При этом правовым государство становится только тогда, когда наряду с наличием в государстве данных признаков, имеет место признак осуществления справедливости.

Автор статьи приходит к выводу о том, что С. А. Котляревский подходил к пониманию правового государства с философско-идеалистических позиций. В основе правового государства лежит идея единения власти и народа. Такое единение достигается благодаря участию народа в законотворческой деятельности, тем самым воплощается идея солидарности гражданина и закона. Закон становится справедливым лишь тогда, когда народ солидарен с таким законом. Верховенство справедливого закона ведет к возникновению и развитию правового государства.

правовое государство, конституционное государство, право, закон, государство, конституционализм, солидарность, либерализм, С. А. Котляревский

Скачать

76-79

И.Н. Сенин

СПОСОБ И ЦЕЛЬ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА

В статье рассматриваются вопросы, посвященные механизму правового регулирования и юридической технике. Исследуются и анализируются правовые средства, являющиеся элементами, как механизма правового регулирования, так и юридической техники, приводится их обстоятельная характеристика, указывается назначение. Объектом исследования выступают две важнейшие правовые категории – «механизм правового регулирования», как совокупность правовых средств, направленная на удовлетворение прав и интересов субъектов права и «юридическая техника», представляющая собой совокупность технологий создания правовых документов и осуществления юридических процедур. В качестве предмета исследования рассматривается соотношение категорий механизма правового регулирования и юридической техники. Анализируется их природа, способы осуществления.

Правовое регулирование общественных отношений рассматривается не только как статическое явление, но и как динамический процесс, показывающий поэтапное движение от одного элемента к другому в их взаимодействии, начиная с правотворчества и заканчивая достижением цели правового регулирования – формирования и укрепления законности и правопорядка в обществе. Предлагается модель работы механизма правового регулирования, как совокупности сочетающихся между собой правовых средств, на всех стадиях правового регулирования общественных отношений, включая правотворчество, правоотношения и реализацию права.

Рассматриваются виды юридической техники. Показывается, с помощью, каких приёмов и средств осуществляются различные юридические технологические операции и действия, образующие сумму технологий создания правовых документов и осуществления юридически значимых деяний и процедур. Иначе говоря, речь идет о тех же правовых средствах, которые являются элементами механизма правового регулирования. И здесь «Юридическая техника» и «механизм правового регулирования» совпадают межу собой, но не полностью, а частично. В связи с этим формулируется соотношение категорий юридической техники и механизма правового регулирования, в котором общим является механизм правового регулирования, а частным выступает юридическая техника.

Государство, право, правовое регулирование, механизм правового регулирования, правовые средства, юридическая техника, юридические технологии, правотворчество, правоприменение, норма права, нормативный правовой акт

Скачать

80-84

Е.Н. Швед

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Настоящая статья посвящена изучению различных видов юридической техники. Данное исследование опирается, в первую очередь, на сложившиеся в юридической науке взгляды относительно понятия «юридическая техника», отождествления его с понятиями «законодательная техника», «юридическая технология» и т.д. Автором установлено, что первоначально большинство доводов относительно классификации юридической техники строилось исходя из того, техника подготовки какого правового акта рассматривается. В последующем понимание юридической техники расширилось, в ее объем стали включать не только вопросы разработки правовых актов и иных источников права, но и вопросы, непосредственно связанные с результатом правотворческой деятельности. То есть на сегодняшний день распространены идеи о классификации юридической техники в зависимости от стадий действия права.

Автором статьи достигнут вывод о том, что, отталкиваясь от характера и содержания правовых актов, создаваемых в результате юридически значимых действий, можно говорить о таких типах (видах) юридической техники, как правотворческая техника, техника реализации права, техника систематизации права, техника интерпретации права. Каждый тип (вид) юридической техники имеет свои особые технико-юридические приемы и средства выражения. В то же время одни и те же приемы и средства могут применяться в нескольких типах (видах) юридической техники одновременно.

В настоящей статье обосновано положение о целесообразности изучения, в первую очередь, инструментария правотворческой техники и техники реализации права, поскольку по мере усложнения процессов общественного развития проблемы правотворчества и реализации права выдвигаются на передний план.

юридическая техника, виды юридической техники, законодательная техника, правотворческая техника, техника реализации права

Скачать

85-88