02/07 №2(30) 2019
Содержание
№ 2 (30) за 2019 г.
Автор |
Название |
Аннотация |
Ключевые слова |
Текст статьи |
Страницы
|
И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин |
ОБОСНОВАННОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ |
В статье главным образом обсуждается обоснованность последовательности, в которой изучаются общенаучные дисциплины (физика, иностранный язык, математика, история, инженерная графика, химия, информатика, теоретическая механика, основы электротехники, экология) в техническом вузе, а также особен ности преподавания этих дисциплин будущим бакалаврам техники и технологии. Особое внимание уделено специфике преподавания физики (которая, как известно, является основой современной техники) и тому месту, которое занимает физика среди общенаучных дисциплин, проанализирована её связь с другими общенаучными дисциплинами. Показано, что ни одна из общенаучных дисциплин (за исключением, быть может, теоретической механики и основ электротехники) не использует с необходимостью знания, полученные при изучении физики, в то время как для эффективного преподавания физики жизненно необходимы знания по многим разделам высшей математики (дифференцирование, интегрирование, операции с векторами, свойства показательной и тригонометрических функций и пр.), а также чрезвычайно полезны знания по химии, инженерной графике и информатике. Продемонстрирована необходимость пересмотра обычной практики, когда физика преподаётся с первого семестра. Предложены варианты изменения последовательности изучения общенаучных дисциплин, которые позволят сделать обучение студентов физике более эффективным и при этом не повредят изучению других дисциплин. Кроме того, обсуждаются последствия компрессии материала по курсу общей физики, предназначенного для трёхсеместрового изучения, в один-два семестра, а также особенности и результаты изучения иностранного языка с ориентацией на будущую специальность/специализацию бакалавров техники и технологии. |
преподавание физики во ВТУЗе, связь с преподаванием математики, общенаучные дисциплины. |
5-10 |
|
В. А. Далингер, О. Даутов |
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ |
В статье рассматривается одна из ведущих целей обучения математике – развитие мышления обучающихся средствами математики, для чего необходимо создание специальных ситуаций, разрешение которых и ведет к развитию мышления; отмечается, что развивать мышление следует посредством различных видов учебной деятельности, выполняемых учащимися при обучении математике, причем это развитие должно проходить такие стадии: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление; в статье отмечается, что при обучении математике учащиеся школ могут и должны научиться воспринимать, чувствовать красоту математических выражений, теоретических конструкций, оценивать широкие возможности математических открытий с эстетических позиций; эффективное использование большого потенциала математики предполагает полноценное восприятие математической грамотности, воспитание эстетических чувств, вкуса и идеала через образное мышление и логическую культуру, формирование ценностной ориентации человека в его стремлении к красоте оригинальных способов решения математических задач; исследуется возможность использования информационно-коммуникационных технологий в процессе эстетического воспитания, развития логического и образного мышления учащихся общеобразовательных школ при помощи программных продуктов Mathematica, Mathcad, Matlab, Компас-3d, Maple, использование инновационных информационно-коммуникационных технологий преследует целью оказание методической помощи обучающимся на различных этапах учебного процесса: при актуализации знаний, при изучении нового материала, при выполнении самостоятельных работ, при выполнении лабораторных и практических работ в условиях On-linе обучения и Off-line обучения. Приведены примеры из различных разделов математики: решение геометрических задач, решение систем линейных уравнений, построение пространственных образов и т. д. |
развитие мышления, эстетическое воспитание, математическое образование, информационные технологии, цифровые технологии, программные продукты. |
11-15 |
|
А. А. Ежгурова, Л. Г. Просвирнина |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ |
В данной статье авторы анализируют опыт обучения иностранному языку на платформе системы электронного обучения Moodle в неязыковом вузе в рамках педагогической технологии смешанного обучения. Центральным объектом исследования являются интерактивные инструменты виртуальной образовательной платформы Moodle, которые обеспечивают формирование общекультурной коммуникативной компетенции у будущих бакалавров. Рассмотрен опыт применения электронной платформы Moodle на материале дисциплины «Иностранный язык». Описаны ключевые характеристики системы Moodle,оценены возможности и эффективность применения этой платформы в обучении иностранному языку и выявлены основные методические особенности при работе с этой системой. В своей статье авторы используют следующие методы научного исследования: анализ теоретической литературы по теме российских и зарубежных авторов, системный метод и метод сравнения, эмпирическое исследование путей применения инструментов системы электронного обучения Moodle. Актуальность данного исследования заключается в том, что на современном этапе развития образования большинство вузов с целью соответствия новым образовательным стандартам активно внедряют электронное обучение при подготовке студентов нового поколения, при этом вопросы, связанные с методами и качеством обучения, являются первостепенными. Также авторы рассматривают технологию смешанного обучения как современную педагогическую технологию, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и устранить или взаимно компенсировать недостатки каждого из них. В заключении авторы статьи делают вывод о том, что рассмотренные технологии могут быть активно и эффективно использованы при обучении иностранному языку, а также способствовать формированию основных видов коммуникативных умений и общекультурной коммуникативной компетенции у будущих бакалавров. |
электронное обучение, смешанное обучение, электронная платформа Moodle, обучение иностранному языку, общекультурная коммуникативная компетенция, методические особенности. |
16-20 |
|
М. П. Лапчик, М. И. Рагулина, С. Р. Удалов, Г. А. Федорова |
РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТАЮЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ |
В статье рассматривается проблема подготовки будущих бакалавров образования к использованию электронных коммуникаций в профессиональной деятельности. Целью исследования является анализ динамики развития ИКТ-компетентности бакалавров образования в контексте их дистанционного сотрудничества с работающими учителями в образовательном процессе, протекающем в информационно-образовательной среде. Методологическую основу работы составляют активно-деятельностный, здоровьесберегающий, компетентностный образовательные подходы. Учебный процесс организуется с участием студентов и работающих учителей и основывается на их совместной коммуникативной деятельности в информационной среде. В ходе работы определена необходимость формирования у будущих бакалавров специальных коммуникативных ИКТ-компетенций, разработана методика совместной творческой деятельности студентов и учителей в информационной среде, ориентированная на коллективную реализацию учебно-методических и научно-исследовательские проектов (коллективная разработка и апробация образовательного электронного контента; коллективная разработка и реализация предметных и межпредметных телекоммуникационных учебных проектов; коллективное участие в проблемных методических вебинарах, семинарах; разработка учебных материалов как информационных ресурсов общего доступа; подготовка коллективных публикаций). Доказана эффективность предложенного подхода к развитию специальных коммуникативных ИКТ-компетенций будущих бакалавров образования, выявлена их положительная мотивация к изучению инновационных аспектов работы современной школы и творческого характера педагогической деятельности. |
коммуникативная ИКТ-компетентность, виртуальные методические группы педагогов; подготовка бакалавров образования к профессиональной деятельности. |
21-25 |
|
Ю. В. Мартынова |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНДЕМ-МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ОМГПУ) |
В статье рассматривается возможность использования тандем-метода для развития межкультурной компетенции обучающихся при изучении иностранного языка (на примере ОмГПУ). Тандем-метод в отличие от традиционных методов изучения иностранного языка является личностно-ориентированным и дает возможность обучающемуся раскрыть свои индивидуальные способности. В ходе использования в обучении тандем-метода создается среда, способствующая максимальной социализации партнеров. Взаимодействие партнеров осуществляется посредством сотрудничества, что делает межкультурный аспект основополагающим аспектом данного подхода. Исходя из этого целью статьи стало изучить возможность развития межкультурной компетенции студентов посредством тандем-метода. Под межкультурной компетенцией понимается совокупность знаний, навыков и умений, при помощи которых индивид может успешно общаться с партнерами из других культур как на обыденном, так и на профессиональном уровне, такое общение на изучаемом иностранном языке возможно реализовать с помощью применения тандем-метода. Эксперимент проводился на занятиях по французскому языку на факультете иностранных языков ОмГПУ. Компоненты межкультурной компетенции согласно Н.Д.Гальсковой, И.Ф.Птицыной (прагматический, эмоциональный, когнитивный, поведенческий) соотнесены с этапами работы в рамках тандем-метода (подготовительный, основной, заключительный), представлено содержание деятельности на занятиях по французскому языку на каждом этапе. Для того, чтобы установить уровень межкультурной компетенции у студентов в ходе работы с использованием тандем-метода на занятиях по французскому языку выделены критерии и показатели ее сформированности (мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный). В результате проведения опытной работы мы установили, что по всем критериям уровень сформированности межкультурной компетенции у учащихся экспериментальной группы значительно повысился, что доказывает эффективность использования тандем-метода при обучении иностранному языку. |
тандем-метод, межкультурная компетенция, речевое поведение, языковой барьер, тандем-партнер. |
26-29 |
|
С. Р. Удалов, Н. В. Петрова |
МОДЕЛЬ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА |
В данной статье представлена модель ИКТ-насыщенной среды обучения на основе социального конструктивизма, направленная на обучение иноязычной речевой деятельности и аспектам языка. Речевая деятельность в модели представлена на двух уровнях – рецептивном (аудирование, чтение, лексика, грамматика, фонетика, лингвострановедение) и продуктивном (говорение и письмо). Формирование рецептивной речевой деятельности осуществляется аутентичными информационными ресурсами и программами-тренажерами, а продуктивной речевой деятельности – коммуникационными и конструктивными средствами. Рецептивный уровень модели составляют такие средства, как подкасты, аудиосказки, фильмы, интеллектуальные карты, ленты времени, корпуса текстов, словари, синтезаторы речи, газеты, журналы, программы-тренажеры, тестовые оболочки, цифровые листы. Продуктивный уровень модели ИКТ-насыщенной среды обучения иностранным языкам представлен блогами, форумами, чатами, вики-технологией, подкастами, видеочатами, видеоблогами, мультимедиа-редакторами. Однако если рецептивный уровень предполагает просмотр и знакомство с новым учебным материалом, средства продуктивного уровня используются для создания продуктов речевой деятельности (запись рассказов, блогов, статей и др.). Нами были выделены принципы обучения иностранному языку согласно данной модели – принцип совместного конструирования знаний в процессе иноязычного общения в коммуникационных программах, принцип взаимного и самооценивания, предполагающий возможность оценивать или комментировать свои работы и работы друг друга, принцип сотрудничества, направленный на совместное выполнение заданий, принцип гибкости – возможность корректирования своих работ и быстрого возврата на предыдущие этапы и принцип ролевого дифференцирования – возможность осваивать новые роли – критика, помощника, ученика и др. |
ИКТ-насыщенная среда, модель среды, обучение иностранному языку, социальный конструктивизм, коммуникационные программы, конструктивные программы, аутентичные ресурсы, программы-тренажеры. |
30-35 |
|
Ю. Н. Ан, Н. Ю. Симонова, Н. В. Пузина |
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ |
Статья основана на эмпирическом исследовании, проведенном среди преподавателей двух российских вузов. Вуз имеет сложную систему управления, которая находится под влиянием факторов внутренней, внешней среды. Государственное регулирование сферы образования относится к внешним факторам. Реформирование государственного регулирования в сфере высшего образования и призвано способствовать росту качества образовательных услуг, повышению эквивалентности образования международным аналогам. Специфика проводимых реформ в сфере высшего образования, направленных на повышение его качества, прогнозирование возможных рисков возникновения внутриорганизационных конфликтов, выявление позитивных и негативных последствий модернизации для российских вузов предполагает необходимость изучения отношения профессорско-преподавательского состава к инновационным преобразованиям в системе высшего образования. В статье представлены результаты анкетирования, позволяющие определить отношение преподавательского корпуса к двухуровневому образованию, к модернизации высшего образования, к изменениям, произошедшим в вузах, в которых они осуществляют свою трудовую деятельность, на эффективность работы профессорско-преподавательского состава. Отношение преподавателей к процессам, происходящим в высшем образовании, выступает важным фактором их успешности. В заключении авторы статьи делают вывод о том, что анализ отношения преподавателей исследуемых вузов к происходящим реформам в высшем образовании дает основание для тревоги, т.к. значительная часть респондентов высказывает неверие в целесообразность происходящего, в адекватность применяемых методов заявленным целям. На фоне негативного восприятия проводимых реформ высшего образования представители профессорско-преподавательского состава отметили и существенные положительные изменения: повышение обеспеченности научно-образовательных процессов современной технической базой; повышение научно-исследовательской и публикационной активности профессорско-преподавательского состава; поддержку инициатив сотрудников со стороны администраций вузов. Авторы статьи пришли к выводу, что изменения во внутриорганизационной среде вуза, обусловленные изменениями, происходящими в сфере высшего образования, могут являться причинами возникновения внутриорганизационных конфликтов, исследование природы и причин которых может стать основой для поиска эффективных методов из разрешения. |
факторы внешней среды, модернизация, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, реформа |
36-43 |
|
О. Ю. Воронков |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ОБЪЁМА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ |
Экономическая эффективность использования автотранспорта находится в прямой зависимости от себестоимости услуг, включающих затраты материальных и трудовых ресурсов, основных фондов и другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием автотранспортных подразделений предприятий. Одним из путей снижения себестоимости транспортных услуг могут стать мероприятия по улучшению условий труда водителей. Основная проблема проведения осуществления такой процедуры в организациях северных регионов России состоит в определении комплекса мероприятий в условиях ограниченного объёма денежных средств с целью получения максимального экономического и социального эффекта. В качестве решения данной проблемы автором представлена разработанная им методика, позволяющая провести комплексную оценку и определить мероприятия, обеспечивающие повышение качества трудовой жизни водителей севернных регионов России в условиях ограниченного объёма денежных средств. В работе дано краткое описание методики. В общих чертах описаны следующие процедуры: идентификация «индикаторов гуманизации условий труда» и распределение их по группам социально-трудовых проблем, влияющих на условия труда водителей и специфики региона; определение общего уровня гуманизации условий труда в организации и разработка рекомендаций по его повышению; распределение индикаторов гуманизации условий труда по блокам очерёдности в зависимости от приоритетности выполнения мероприятий по повышению общего уровня гуманизации условий труда в организации; осуществление оптимального выбора мероприятий по обеспечению повышения общего уровня гуманизации условий труда и прогнозирование достижимого уровня, при условии использования ограниченного объёма денежных средств в организации. |
44-48 |
||
Т. В. Дубровская |
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) |
Анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринимать определенные действия по улучшению инвестиционного климата. Цель настоящего исследования – оценить изменения показателей инвестиционной привлекательности края в динамике, изучить изменения ранга потенциала, рейтинга региона и определить возможные направления дальнейших действий по повышению инвестиционной привлекательности. Объект исследования – Красноярский край как один из лидеров по уровню инвестиционной активности в Сибири и России. Предмет исследования – тенденции изменения инвестиционной привлекательности региона. В ходе исследования были использованы методы анализа, синтеза, моделирования. Для оценки инвестиционной привлекательности региона проведен анализ наиболее распространенных рейтинговых методик оценки, используемых в России. Определены тенденции изменения инвестиционного потенциала и интегрального инвестиционного риска. Приведены таблицы изменений инвестиционного потенциала Красноярского края и интегрального риска за пять лет. Изучены изменения рейтингов инвестиционной привлекательности – индексов, определяющих соотношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона. Проведен анализ текущего состояния инвестиционной привлекательности Красноярского края как региона со стабильным макроэкономическим положением, определены сильные и слабые стороны, конкурентные преимущества и возможные угрозы развития. Проведена оценка целевых индикаторов реализации инвестиционной стратегии Красноярского края и определены основные действия для выполнения поставленных задач. Полученные результаты позволят определить место и значимость региона, выявить условия, способствующие усилению инвестиционной привлекательности региона. |
инвестиционная привлекательность, потенциал, риск, ранг, регион, целевой индикатор, методика оценки, рейтинг. |
49-54 |
|
Л. Н. Ридель, С. Е. Евсеева |
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ |
В статье раскрывается понятие «инновационная стратегия» и рассматривается определение этого термина отечественными и зарубежными авторами. Обосновывается необходимость выбора инновационной стратегии организацией. Исследуются существующие классификации инновационных стратегий. Целью работы является определение сущности инновационной стратегии как экономической категории, уточнение и дополнение существующих классификаций инновационных стратегий. Объектом исследования является инновационная стратегия. Предметом исследования является понятие и классификация инновационных стратегий. При проведении исследования и подготовки статьи использовались следующие методы: анализа, синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, обобщения, дедукции и индукции. В результате проведенного исследования определено понятие инновационной стратегии. Рассмотрены существующие классификации инновационных стратегий по различным классификационным признакам: по реакции на внешнюю и внутреннюю среду предприятия, в зависимости от модели поведения предприятия в новых рыночных условиях, в зависимости от стадии применения стратегии, в зависимости от освоения новых изделий (диверсификации), в зависимости от конкурентной позиции на рынке, в зависимости от применяемой маркетинговой стратегии, в зависимости от характера реализации инновационной стратегии. По каждому классификационному признаку определены виды инновационных стратегий. Раскрыта сущность всех видов инновационных стратегий в существующей классификации. В существующую теорию классификации инновационных стратегий добавлен новый классификационный признак: в зависимости от спроса на производимую и реализуемую продукцию. Обоснована необходимость уточнения видов инновационных стратегий. Помимо этого обосновано, что инновационная стратегия является базой общей стратегии и одновременно – основным условием конкурентоспособного развития предприятия. |
инновации, инновационная деятельность, инновационная стратегия, инновационный процесс, классификация, классификационный признак, конкурентоспособность, эффективность. |
55-60 |
|
С. П. Тестов |
К ПРОБЛЕМЕ ВОЗВЕДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ДОЛГОСТРОЯ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ |
В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с долгостроем объектов, в которые были вложены миллиардные инвестиции из федерального бюджета, также бюджета города Омска и Омской области. Однако по разным причинам эти значимые для города Омска объекты стали уже историей – это аэропорт «Омск-Федоровка», Омский метрополитен и Красногорский гидроузел на реке Иртыш. По времени первым значительным строительством в Омске являлся аэропорт «Омск-Федоровка». Строительство началось в 1989 году, несколько раз приостанавливалось, потом возобновлялось. В 2008 году было прекращено федеральное финансирование и к 2012 строительство полностью было приостановлено. Завершение строительства нового аэропорта планировалось завершить к 300-летию города, но этого не случилось. Вторым по очереди незавершённым строительством стало ожидаемое в городе метро. Строительство началось в 1992 году и его завершение планировалось сначала в 2008 году, затем к 300-летию города в 2016 году. В мае 2018 года решением Правительства Омской области строительство было прекращено окончательно. Омский метрополитен мог бы стать вторым в Сибири после Новосибирска и восьмым в России. Третьим знаковым строительством в пределах города стало возведение на реке Иртыш Красногорского гидроузла. К строительству приступили в мае 2011 года и плановым сроком завершения и сдачи гидроузла в эксплуатацию также было 300-летие города Омска. В связи с банкротством основного подрядчика НПО «Мостовик» строительство было заморожено. У области в настоящее время собственных средств на завершение строительства нет. Однако, вне зависимости от причин, как об объективных, так и субъективных, создавших эти объекты долгостроя, всегда есть надежда на положительное решение соответствующих вопросов. |
транспорт, логистика, транспортный комплекс, инвестиции, проект, строительство, стратегия, метрополитен, гидроузел, аэропорт. |
61-65 |
|
В. М. Федоров, О. В. Михалев |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ ХАРИЗМЫ КАК БАЗОВОГО ЭЛЕМЕНТА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ |
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития теоретических взглядов на особенности харизматического влияния в рамках модели трансформационного лидерства Б. Басса. В статье анализируются основные дескрипторы и элементы измерения харизмы как ключевого компонента бихевиористской модели трансформационного лидерства Б. Басса. Трансформационное лидерство подразумевает, что лидер проявляет индивидуальное участие и обладает харизматическим влиянием. Эффективные трансформационные лидеры стремятся к развитию общего видения целей, миссии среди членов команды, к убедительной и точной передаче важности изменений, развивают и усиливают доверие, а также вдохновляют своих последователей с помощью личной харизмы. В работе выделяются и описываются характерные особенности, свойства и индикаторы харизмы трансформационного лидера в рамках концепции Б. Басса. Обоснована точка зрения на харизму как измеряемую характеристику трансформационного лидера, включающего в себя определенный набор социально-психологических и управленческих атрибутов. На основе проведенного анализа авторы систематизировали харизматические качества лидеров и сформировали комплекс поведенческих стратегий, свойственных харизматичному трансформационному лидеру. Теоретической и методологической основой исследования явились положения и категориальный аппарат теории трансформационного лидерства в менеджменте. В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования: содержательный анализ концепции трансформационного лидерства, формально-логический и системно-структурный методы исследования, методы научного абстрагирования и критического анализа. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечиваются его теоретической проработанностью и методологической обоснованностью, логикой постановки исследовательских задач и последовательностью их решения. Результаты исследования имеют важное теоретическое значение для развития важнейшего раздела менеджмента – теории трансформационного лидерства. |
харизма, трансформационное лидерство, индикаторы, управление, модель, поведенческие стратегии, личностные качества, паттерны. |
66-69 |
|
Б. Г. Хаиров, А. М. Куничкин |
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛАСТЕРНЫХ ПРОЕКТОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ |
Данная работа посвящена развитию кластеров на территории Омской области. В условиях глобализации и усиливающейся международной конкуренции устойчивость российской экономики во многом зависит от способности каждого региона успешно конкурировать на мировом рынке. Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом, требуют новых подходов к социально-экономическому развитию российских регионов. И одним из таких наиболее эффективных методов обеспечения роста экономики является кластерный подход. Кластерная структуризация экономики обеспечивает положительное влияние на общую экономическую политику региона, способствует повышению конкурентоспособности территории, предлагает новые возможности для бизнеса. Авторами работы перечислены и проанализированы нормативно-правовые акты, принятые на разных уровнях власти и регулирующие работу кластеров. Кратко охарактеризованы все кластеры, функционирующие в Омской области: кластер нефтепереработки и нефтехимии, кластер высокотехнологичных компонентов и систем, лесопромышленный и агропищевой кластеры. Цель проводимого исследования заключается в анализе деятельности объектов инфраструктурного сопровождения кластеров на территории Омской области. В связи с этим рассмотрены вопросы формирования и развития инфраструктуры кластерных образований в этом регионе, определены и описаны ее основные элементы: коммерческие банки, центры трансферта технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и комплексы и др. Методами проведения исследования послужили анализ, сравнение и обобщение. По итогам работы обозначены наиболее развитые на территории Омской области инфраструктурные объекты для кластеров, дана оценка деятельности региональных органов власти по их развитию. Статья выполнена в рамках государственного задания ИЭОПП СО РАН, проект XI.174.1.1. (номер государственной регистрации АААА-А17-117022250133-9). |
70-74 |
||
В. Ю. Ланцева |
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ БОДМЕРЕИ И ЗАЙМА ПРИПАСОВ НА МОРЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ |
В статье проводится анализ двух договоров, регулярно фигурировавших в правоприменительной практике Российской империи в XIX в. и обладающих рядом специфических черт, выделяющих их из общего ряда гражданско-правовых договоров. Автором рассмотрен порядок заключения и исполнения договора бодмереи. Ключевым моментом при его заключении выступает обстановка, вынуждающая капитана судна, давать обязательство под займ не принадлежащего ему имущества. Бодмерея являлась реальным, односторонним договором. Также в статье приводятся пределы ответственности капитана судна и судовладельца. Сущность обязательства анализируется через призму типологии бодмереи, выработанной зарубежным законодательством. Подробно анализируются предмет займа и предмет бодмерейного заклада. Так, предметом бодмерейного заклада могли выступать судно, груз и фрахт вместе взятые, по отдельности или в сочетании. Формой договора служило бодмерейное письмо, в содержание которого включались следующие сведения: имена капитана и кредитора (займодавца), сумма займа и проценты, предмет обеспечения займа, срок исполнения договора или порт назначения, в котором платеж должен был быть осуществлен, а также описывалась необходимость, послужившая причиной займа. Что примечательно, письмо составлялось в единственном экземпляре. Особенность российского правового регулирования бодмереи заключалась также в установлении очередности удовлетворения требований нескольких займодавцев. От бодмереи следовало отграничивать договор займа припасов на море, отличавшийся предметом займа, местом заключения, формой, ответственностью капитана и другими особенностями. В случае крайнего недостатка жизненных припасов, капитан, встретившись в плавании с другим судном, мог занять такие припасы. |
бодмерея, займ припасов, капитан, морское торговое судно, договор, жизненные припасы. |
75-78 |
|
К. Д. Николаев |
КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА В ПЕРВЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ |
В статье рассматривается вопрос регламентации конфискации имущества в нормативных правовых актах молодой Советской власти, а именно в: декретах, постановлениях и инструкциях СНК, ВЦИК и НКЮ. Исследуется обращение к проблемам конфискации имущества в работах основателя и первого руководителя Советского государства В.И. Ленина. Целью данной статьи автор ставит проведение анализа к подходам в отношении регламентации института конфискации имущества в первых нормативных правовых актах Советской власти. В процессе подготовки работы были использованы следующие научные методы: формально-логический, системно-структурный, исторический, индукции, дедукции, анализа и синтеза. Автор статьи пришел к следующим выводам: на этапе становления Советской власти конфискация имущества вышла за пределы сферы уголовного наказания и затронула сферу перераспределения собственности с учетом принципов революционной целесообразности и справедливости. При этом, опираясь на дореволюционную традицию, этот институт выступал в роли уголовного наказания, как за совершенные преступления, так и проступки государственного и общеуголовного характера. Также в работе было отмечено, что в анализируемый период наряду с актами, содержащими нормы материального права относительно конфискации имущества, издавались акты, которые определяли порядок применения названной меры. С точки зрения практической значимости, полученные в ходе исследования результаты, могут быть использованы при дальнейшей научной разработке проблем института конфискации имущества, изучении истории и теории отечественного уголовного права, а также в учебном процессе в образовательных учреждениях высшего образования юридического профиля. |
конфискация имущества, уголовное наказание, декрет, Советская власть. |
79-82 |
|
Н. Н. Сорока |
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД |
Со второй половины XIX в. районы Азиатской России становятся зоной миграционного процесса, что связано с разворотом имперской политики от военно-политической колонизации к аграрному освоению зауральских территорий посредством крестьянских переселений. Произошедший разворот сопровождался разработкой правовых мер по организации переселений в колонизируемые территории, что получило своё проектное продолжение в законодательных инициативах российского правительства. Нормативно-правовые акты второй половины XIX – начала XX вв. озвучивали и формально закрепляли не только имперские установки, ориентированные на организацию крестьянских переселений, но и понимание государством вопросов, связанных с урегулированием статуса локальных сообществ заселяемых регионов – основных субъектов, вольно или невольно оказавшихся втянутыми в «водоворот» аграрной колонизации регионов. Характерной чертой имперских законодательных актов являлось стремление государства создать юридическую базу, призванную подчинить миграционные процессы потребностям решения аграрного вопроса как неотъемлемой части экономического развития страны. Результатом нормотворческой деятельности государства стало создание проектной модели, в рамках которой имперский законодатель попытался учесть интересы не только крестьян-мигрантов, но и коренного населения, проживававшего в местах водворения. В статье рассматриваются основные этапы формирования правовых основ переселенческой политики российского правительства второй половины XIX-начала XX вв., анализируются законодательные решения имперской власти и их правовое содержание: от установлений общего характера, отражённых в «Манифесте» 1861 г. до признания переселений в качестве общегосударственной задачи и подчинения миграционного процессам интересам империостроительства. |
Азиатская Россия, законопроект, казённые земли, крестьянство, переселения, «сведущие люди», совещание, циркуляр. |
83-87 |
|
В. М. Ястребов, А. В. Ястребов |
ПРЕЮДИЦИАЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ ФАКТОВ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОННОСТЬ ПРОТИВ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
В статье анализируется возможность признания преюдициального значения за судебными постановлениями по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам в судопроизводстве Российской Федерации. Использование преюдициальности подобных постановлений обусловлено процессуальной экономией. При этом указывается на разницу в правовом регулировании процедуры привлечения к ответственности в судах общей юрисдикции, арбитражных и административных судах. Цель исследования - рассмотреть актуальные проблемы объективных пределов преюдиции на примере различных процессуальных отраслей права. Определить позицию по ограничению форм судебных постановлений (актов), подпадающих под действие преюдиции. Указать критерии распространения норм института преюдиции на отдельные постановления суда. Обосновывать постановления судов о прекращении производства по делу не подпадающие под действие института преюдиции. Автор исследует наиболее насущные вопросы и наиболее часто встречающиеся судебные ошибки, связанные с неправильным применением норм о преюдиции, а также правовых презумпций в конкретных делах. Объектом исследования являются процессуальные отношения, возникающие при предъявлении преюдициальных актов в судопроизводстве. Предметом исследования является нормативно-правовая база регламентирующая вопросы преодоления состоявшихся (преюдициальных) судебных актов в процессе судопроизводства по различной категории дел. Приведено обобщение наиболее часто встречающихся вопросов при разрешении подобных споров. По итогам анализа сделан вывод о необходимости закрепления отдельных правовых норм, призванных установить единообразный подход развития законодательства, направленный на расширение правомочий публичного субъекта относительно реагирования на такие правонарушения, не является единообразным, что свидетельствует о назревшей необходимости разъяснений Верховного Суда, что могло бы способствовать более эффективной защите нарушенных прав заинтересованных лиц. |
юридические факты, преюдиция, процессуальные отношения, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовный процесс, административное судопроизводство, законность. |
88-92 |
|
К. В. Бугаев, А. Р. Сысенко |
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА |
В статье предложены результаты анализа диссертаций по Теории и истории права и государства за период 2009 – 2018 годы. В частности установлено: количество защищаемых работ заметно падает – за 10 лет число защищаемых работ за один год упало почти в 5 раз; проведён гендерный анализ – в среднем количество работ, защищенных женщинами, несколько меньше половины, однако наблюдается некоторая тенденция к росту этого показателя; относительное количество докторских работ женщин в среднем несколько более 40% и также наблюдается рост данного показателя; в среднем количество докторских работ составляет около 12% от всего массива диссертаций и за наблюдаемый период наблюдается тренд к увеличению их относительного количества. Проведён дескрипторный анализ: показаны наиболее значимые дескрипторы и выявлены термины, обладающие наибольшей библиометрическими новизной и актуальностью, что важно в частности с точки зрения планирования научных исследований.; определены наиболее связанные с иными термины, что характеризует рассматриваемую предметную область с точки зрения установления её преимущественной тематики; выяснено, что плотность весов дескрипторов в названиях работ устойчиво; установлена корреляция дескрипторов, связанные с понятиями «теория», «теоретический» с иными терминами, что показывает вектор теоретических интересов авторов. При исследовании применялись методы: математические, библиометрические, анализ, синтез, обобщение, дедукция. Результаты исследования применимы специалистами в области Теории и истории права и государства, науковедения, студентами юридических вузов в процессе изучения данной дисциплины. |
теория права и государства, история права и государства, наукометрия, тематика науки, диссертации |
93-99 |